Сибирские огни № 04 - 1970
Омска, присылавший квалифицированных мастеров, одежду, обувь, строительные материалы. В декабре 1920 года состоялся VIII Всероссийский съезд Советов. Делегат это го съезда Прокопий Калинович Жуков, многие годы работавший в партийных и советских органах Северного Казахстана, писал в своих воспоминаниях: «По окончании работы съезда наша Омская делегация в составе 11 человек была приглашена в Кремль на беседу к Владимиру Ильичу. Разговор пошел о хле бе. Мы доложили Ильичу, что в наших краях хлеб есть, только его надо суметь взять у кулака. — Сколько бы вы смогли дать хлеба для голодающих областей России? — спро сил Ильич. Наша делегация уже имела предвари тельные расчеты и доложила Ильичу, что мы сможем заготовить 20—25 миллионов пудов. Владимир Ильич сказал, что если мы сумеем заготовить из районов Сибири и Северного Казахстана 25 миллионов пу дов, это будет большая победа. Наша де легация дала слово Ильичу, что его зада ние будет выполнено. — А какая вам нужна помощь? — спро сил Ильич. Мы даже удивились: какую может ока зать нам республика помощь, находясь в таком тяжелом положении? Но Владимир Ильич сказал, что по линии ВСНХ мож но будет послать к нам несколько десят ков автомашин. Далее Ленин сказал, что нам предсто ит жестокая борьба с кулаком, что поэто му рабочие Петрограда и Иваново-Возне сенска хотят оказать нам помощь и что к нам прибудет несколько продотрядов из стойких кадровых рабочих. И вот беседа почти закончена, но Вла димир Ильич вдруг спрашивает: — А сколько будет верст от Петропав ловска до Кокчетава? Мы отвечаем, что на глазок считают 180 верст, а, пожалуй, и все 200 бу дет. Ильич обращается с новым вопро сом — о строительстве железной дороги. Мы заверили, что население в таком меро приятии правительства примет самое жи вейшее участие». Строительство дороги проходило с ог ромными трудностями из-за нехватки ма териала, инструмента, рабочих. В начале 1921 года из Москвы было получено бое вое задание: за сезон 1921 года уложить рельсовый путь до села Новосухотино, то есть более, чем на 115 километрах трассы. Однако весной этого года в Западной Си бири и на территории Северного Казахста на вспыхнул кулацкий мятеж. В этих слож ных условиях В. И. Ленин неослабно сле дил за положением на Омской железной дороге. 1 марта 1921 года он поставил ряд вопросов перед заместителем народного комиссара путей сообщения В. В. Фоминым, среди которых был и такой: «Очищен ли путь Омск — Челябинск?» Ответ из НКПС гласил: «У нас пока сведений нет. По се верной части Омской продовольствие дви нулось. Требуют порожняк. Меры приня ты». В голодный 1921 год, когда жестока» засуха обрушилась на основные хлебные районы республики, срочность работ по- строительству железнодорожной линии Пе тропавловск — Кокчетав имела первосте пенное значение. 27 июня 1921 года руко водители стройуправления И. А. Томчук, и Л. И. Ильин докладывали в Москву — Совнаркому и Наркомпроду: «Укладка до ведена до 31-й версты, где 24 июня открыт пост и началась погрузка хлеба и отправ ка его в Петропавловск. Несколько рань ше, 9 июня, был открыт пост на 20-й вер сте, и тогда же началось временное дви жение по перевозке хлебных грузов, до ставленных автомобилями с юга». К 1 августу поезда двигались уже до 52-й версты, а дорога ежесуточно отправ ляла до 20 вагонов хлеба. Каждый пуд- зерна, отправленного из Приишимья по но вой дороге, помогал спасти от голодно» смерти много людей в центре России. 3 августа 1921 года было принято спе циальное Постановление Совета Труда » Обороны о помощи «Петрококчестрою». В нем подчеркивалась важность строитель ства новой дороги и предлагалось Нарко мату продовольствия отпустить на строи тельство пять тысяч пайков. Устанавлива лось также, что выпускаемые на Урале для «Петрококчестроя» шпалы и другие мате риалы не подлежат ни реквизиции, ни пе редаче в другие ведомства. 0 постоянном внимании В. И. Ленина к строительству Кокчетавской дороги сви детельствует и такой факт. Когда местные органы потребовали от управления строй ки освободить занимаемое помещение, в адрес Петропавловского ревкома и «Пе трококчестроя» из Москвы поступила те леграмма: «Ввиду исключительного значения- сооружений ударной продовольствен ной железнодорожной линии Петро павловск — Кокчетав, учитывая, что выселение управления равносильно срыву налаженных с большим тру дом находящихся в самом разгаре работ, предлагаю оставить управле ние Петрококчестрой в прежнем- помещении. Исполнение доложить. Предсто Ленин. 5 _ 1 /I I I— 21 г.»1. В Петропавловск приходили и другие те леграммы за подписью Владимира Ильича. В частности, 2 августа 1921 года. Она была адресована Чрезвычайному Уполномоченно му ВЦИК А. П. Смирнову. В ней Ленин требовал прекратить нефондовое расходова ние хлеба, заготовленного для снабжения центральных областей страны. 1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч.. т. 53, стр, 332.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2