Сибирские огни № 04 - 1970

П. Осипов В СРОЧНОМ ПОРЯДКЕ Выступая в 1920 году на Всероссийском съезде трудовых казаков, В. И. Ленин го­ ворил о тяжелом продовольственном поло­ жении Республики: «Люди умирают от голода потому, что не могут хлеба подвезти, а не могут под­ везти потому, что гражданская война ра­ зорила страну до конца, разрушила тран­ спорт, разрушила десятки мостов...»1 В’то время значительные запасы хлеба находились в Западной Сибири и на севе­ ре нынешнего Казахстана. Но доставить его к станциям Сибирской магистрали из- за бездорожья было очень трудно. Где выход? И правительство республики прини­ мает решение о строительстве железной дороги. В Постановлении Совнаркома № 12 341, подписанном В. И. Лениным, гово­ рилось: «Совет Народных Комиссаров в заседании от 5 августа с. г., рассмотрев вопрос о постройке железнодорожной ли­ нии Петропавловск — Кокчетав, постано­ вил: разрешить Высшему Совету Народ­ ного Хозяйства по Комгоссоору постройку в срочном порядке железнодорожной линии Петропавловск — Кокчетав с употреблением на нее рельсов, снятых с линии Семипала­ тинск — Сергиополь. Предложить Комгоссоору войти также в срочном порядке в Совнарком с испро- шением необходимого кредита для этой постройки». На другой день, 6 августа 1920 года, В. И. Ленин подписал второй документ, связанный со строительством Кокчетав- ской железной дороги, в котором говори­ лось: «Предъявитель сего техник путей со­ общения тов. Томчук Иван Антонович, за­ ведующий работами по постройке железно­ 1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 40, стр. 186. дорожной линии Петропавловск — Кокче­ тав. Постановлением Совета Народных Ко­ миссаров от 5 августа 1920 года работы по сооружению названной^ линии подлежат производству в срочном" порядке. Исходя из срочности производства озна­ ченных работ, т. Томчуку предоставляется право: а) пользоваться прямым проводом для переговоров и телеграфными записками; б) бесплатной подачей телеграмм с над­ писью «внеочередная»; в) следования во всякое время по всем направлениям, по всем путям сообщения в поездах, сидельных вагонах, входящих в норму ВСНХ вагонах всех категорий, а также на паровозах, автомобилях и лоша­ дях; г) иметь при себе деньги и вооружение. Все должностные лица и организации обязываются оказывать тов Томчуку все нужное содействие для успешного выполне­ ния порученных ему работ, не допуская межведомственных трений и волокиты». Строительство новой железной дороги было поручено Сибирскому комитету Го­ сударственных сооружений (председатель — М. Н. Лопухин, заведующий желдоротде- лом — Э. Н. Клевезаль), находившемуся в то время в Омске. Сибкомгоссоор сформи­ ровал «Управление постройки срочной, про­ довольственного ударного значения линии Петропавловск — Кокчетав», которое в кон­ це августа выехало к месту назначения и скоро приступило к работе. Дорога строилась по типу лесовозных веток силами населения. В октябре 1920 года на строительство прибыл батальон красноармейцев Сибирской трудармии. Братскую помощь оказывал промышленный пролетариат Центральной России, Урала,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2