Сибирские огни № 04 - 1970

чинают брать от нас. Это — о связях в технической области. Существует и множе­ ство других. Заводы обмениваются своими многотиражными газетами и, таким обра­ зом, мы постоянно в курсе дел друг у друга. На той вершине, которой сегодня достиг «Сибэлектротяжмаш», не забыты ли первые машины завода — те экземпляры, которые, несмотря на столь короткий срок, уже сейчас можно считать ре­ ликвиями электрификации Сибири? Нет, не забыты. Еще и потому, что они далеко не устарели и не вышли из строя, а честно несут свою службу. Наш первый турбогенератор по сей день работа­ ет неподалеку — в Барнауле. Когда заводу исполнилось 15 лет, мы получили от ал­ тайцев письмо с благодарностью за эту машину. По их словам, она и сейчас дейст­ вует отлично, дает по мощности все, что от нее положено получать. Да, такое письмо стоит многих других: первенец есть первенец. Интересно было бы сравнить его с сегодняшними «собратьями», а также с теми, что еще только в чертежах или даже в мыслях конструкторов. Масштабы развития техники за последнее время фактически вывели завод на новый технический уровень. Если говорить о выпускаемой продукции, то 22 процента ее выше уровня мировых образцов. Например, турбогенератор в 300 тысяч киловатт с водяным охлаждением ротора и масляным охлаждением статора не имеет сопер­ ников в мире по целому ряду параметров. Это же можно отнести и к части гидрогене­ раторов, к созданным конструкторами нашего института и впервые в стране осваивае­ мым у нас высокочастотным генераторам, к асинхронным двигателям. Но у нас есть несколько машин ниже современного технического уровня. Правда, они составляют полпроцента заводской программы и по'всем имеются планы замены уже в 1970 году. Сейчас завод достиг довольно большого объема производства, ежегодно дает полтора-два плана ГОЭЛРО (по мощности выпускаемых машин), плана, как известно, рассчитанного в свое время на 15 лет. Рост объемов производства на заводе происхо­ дит главным образом за счет изменения техники. Техники производства и конструк­ ций самих машин, которые мы выпускаем. Надо подчеркнуть, что и перспективы завода — это не строительство новых кор­ пусов, увеличение станочного парка и рабочих штатов, а направление технического прогресса. Единственное здание, которое мы сейчас строим — здание, в котором разместит­ ся экспериментальная база. Она необходима для ускоренного технического прогресса и даст в довольно короткий срок эффект, превышающий затраты. Между прочим, она позволит испытывать турбогенераторы мощностью в миллион киловатт и больше. Генератор в 1 200 000 киловатт — точнее, его технический проект, составленный научно-исследовательским институтом «Сибэлектротяжмаша»,— недавно рассматривал­ ся и одобрен техническим советом нашего министерства. Обсуждались проекты трех заводов: нашего, «Электросилы» и харьковского. Они различны по технической разра­ ботке, каждый имеет свои преимущества и пока еще недостатки. Все три проекта на данной стадии получили одобрение, и предприятия будут продолжать над ними ра­ боту. Какой из них пойдет в производство, на каком этапе будет закончено соревно­ вание, может быть, определится лишь на стадии опытных образцов или при выпуске установочной партии таких машин. Миллион двести тысяч киловатт — мощность почти трех таких гидростанций, как Новосибирская. Но все генераторы первой ГЭС на Оби весят около шести тысяч тонн, а будущий «миллионный» потянет около 700 тонн. Сравним «миллионный» с генераторами, которые стоят сегодня на Новосибир­ ских тепловых станциях. Они имеют мощность 60 и 100 тысяч киловатт. Такой генера

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2