Сибирские огни № 04 - 1970
Первые машины делались по чертежам других заводов. Например, асинхронные двигатели мощностью в две тысячи киловатт — по чертежам завода «Электросила». Надо сказать, что «Электросила» очень активно участвовала в создании нашего завода: консультациями по проектам, посылкой специалистов, поставками ответствен ных узлов, которые мы сами еще не могли делать. Без такой помощи вообще невоз можно было бы в короткий срок создать первые машины. Генератор, вырабатывающий ток, или электрический двигатель большой мощности — весьма сложные машины. Их детали (весом, иногда десятки тонн) требуют точности обработки, сборки и налад ки не меньше, чем, скажем, часы. Строительство крупных электри ческих машин— это отрасль XX века, вобравшая в себя многие достижения науки и техники последних десятилетий. Само создание такой сложной отрасли промышленности является своеобразной1 «визитной карточкой» уровня экономики страны. Это предварительное пояснение необходимо сделать пред тем, как Николай Иосифович, в свойственной ему деловой манере, ла конично представит стремительный рост завода... — Назову основные этапы. 1953 год — первые электродвигатели, 1955 год — первый турбогенератор по чертежам завода «Электросила». 1956 год — первый гид рогенератор для Иркутской ГЭС (тоже по чертежам «Электросилы»]. 1956 год — пер вые изделия по чертежам, разработанным на нашем заводе: это модернизированные генераторы для Иркутской станции — с новым подпятником и с новыми конструкци ями систем охлаждения. Считаю 1956 год началом создания на заводе собственной технической политики. С этого времени завод развивался довольно быстро. Опережающими темпами развертывались технические службы завода. В 1960 году конструкторский отдел и ла боратория были реорганизованы в отдельный исследовательский и проектный институт. Продукция завода сейчас в значительной части не дублируется другими пред приятиями страны, «Сибэлектротяжмаш» — ее единственный поставщик в Союзе, а по ряду машин — в СЭВе, экспортирует свои изделия более чем в сорок государств. В СССР нет почти ни одной крупной и даже средней тепловой станции, где бы не было наших машин — либо генераторов, либо асинхронных двигателей. Новосибирские генераторы работают на многих гидростанциях, в том числе таких крупных, как Братская, Усть-Каменогорская, Бухтарминская. Нами оснащены самые северные станции в стране. Например, Вилюйская в «алмазном краю». В этом году будут пускаться две первые наши машины на Усть-Хантайской станции, а две следующие сейчас в работе. Надо сказать, что помимо основного направления — генераторостроения— за вод сейчас занимается некоторыми другими видами электромашиностроения. Развитие в сибирских областях химии, нефтедобывающей и газовой промышлен ности потребовало специальных взрывобезопасных и высокооборотных электродви гателей. Наши взрывобезопасные машины относятся к мощным в этом классе — до четырех тысяч киловатт, причем выпуск их в связи с развитием упомянутых отрас лей экономики вырос примерно в четыре раза по сравнению с 1957 годом. В последнее время вы наверное видели в газетах снимки опытных образцов автосамосвалов «БЕЛАЗ» грузоподъемностью в 60 и 120 тонн, мощных уральских скреперов,— все они на прогрессивной электротяге, на генераторах нашего завода. В связи с развитием добычи полезных ископаемых в мощных открытых карье рах, опять-таки в первую очередь в Сибири, был создан Челябинским заводом мощ ный трактор в 250 лошадиных сил с электротягой. Генераторы и двигатели для этого трактора тоже производились у нас. Таким образом, мы поставщики мощного тягового оборудования. Последнее время у нас развивается (конечно, еще в недостаточных количест вах] производство систем автоматизации. Это системы программного управления,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2