Сибирские огни № 04 - 1970

ДЕСЯТЬ ПРОГРАММ ГОЭЛРО «СИБЭЛЕКТРОТЯЖМАША» Интервью с комм ентариями В Тезисах ЦК КПСС «К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина» отмечается, что «В разработанном под руководст­ вом Ленина Государственном плане электрификации России (ГОЭЛРО) было намечено главное направление создания новых про­ изводительных сил на базе электрической энергии, комплексного использования природных богатств, внедрения передовой техники, технологии и организации производства». Как известно, план ГОЭЛРО был рассчитан на 15 лет. Почти ' такой же срок существует Новосибирский завод «Сиблектротяж- маш» (вначале называвшийся Турбогенераторным). За это время он изготовил электрические машины, равные по мощности десяти планам ГОЭЛРО. Беседа, которую мы записали, касается одного из важных эта­ пов практического выполнения ленинского завета об «электрифика­ ции всей страны», в частности, огромного сибирского края. Здесь сосредоточено около 80 процентов энергии рек страны и несмет­ ное количество топлива для выработки Электричества. Но сами ре­ сурсы не рождают ток — нужны машины, большие и сложные. Та­ ких машин в Сибири не делали до начала пятидесятых годов. О рождении новой промышленной отрасли — электромашино­ строения— рассказывает директор «Сибэлектротяжмаша», лауреат Государственной премии Николай Иосифович Школьников. Строительство в Новосибирске турбогенераторного завода началось вскоре пос­ ле войны в связи с намеченным созданием крупных электростанций на сибирских ре­ ках. В Сибири, как известно, сосредоточены основные гидроресурсы страны, и в тот период главная ориентировка была на использование именно этих ресурсов. Но при проектировании завода учитывалась возможность создания генераторов и для паровых агрегатов. И расчет оказался правильным, ибо в последующие годы в Сибири были открыты огромные и топливные ресурсы. Завод, я считаю, строился очень быстро. Начало строительства относится к пяти­ десятому году, а уже в пятьдесят третьем, одновременно со сдачей первых проле­ тов, были выпущены и первые электродвигатели. Поскольку в Сибири крупного электромашиностроения не было, то и соответст­ вующих специалистов не было. Все, кто приезжал (из вузов, техникумов) или про­ сто приходил работать на завод (который только еще строился), отправлялись учиться «а «Электросилу» в Ленинград, а также на Урал, в Харьков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2