Сибирские огни № 03 - 1970
тайных, советских и военных руководите лей при неправильном отношении к на циональной интеллигенции (недоверие, от талкивающее ее от коммунистов) способ ствовали затяжному характеру вооружен ной борьбы с ненужными, лишними жерт вами. Причем, называются имена только русских коммунистов, авторы не решаются назвать местных руководителей, которых якутский народ почитает как национальных героев. К примеру, критикуется какое-то постановление бюро губкома РКП(б), брань же следует лишь в адрес русских большевиков, хотя этот документ принят единогласно и подписан всеми членами бю ро. Кстати, в большинстве случаев прово дить более жесткий курс в отношении тойо нов, национальной буржуазии настаивали коммунисты-якуты. А. Новгородов считает методологической ошибкой своих оппонентов раздувание шу михи вокруг инкриминируемых буржуаз ными националистами обвинений коммуни стам за жесткие меры борьбы. Фактически же по приговорам ревтрибуналов расстре ливали лишь руководителей антисоветских мятежей. Опровергаются в книге измыш ления, что возглавляемое русскими комму нистами губбюро РКП (б) тормозило пре доставление Якутии автономии. И, нако нец, автор страстно выступает против по пыток обелить хоть в какой-то мере анти советские выступления и их непременных участников — буржуазных националистов. Причины заблуждений оппонентов А. Новго родов видит в нивкой культуре исследова тельской работы, некритическом отношении к источникам и забвении ленинского требо вания при решении национального вопроса твердо стоять на позициях пролетарского интернационализма. Выдвинутые во введении тезисы пол ностью подтверждаются всем содержанием монографии Отдельные случаи проявления партизанщины или ущемления крестьяни- на-середняка, как доказывает А. Новгоро дов, не имели ничего общего с деятель ностью Якутского губкома РКП (б), пото му что якутская партийная организация и ее руководящий орган никогда не отхо дили от генеральной линии партии. Ника кого «коммунистически-чекистского» терро ра не было. Это плоды измышлений клас сового врага с пелью натравить отсталый народ на коммунистов и оправдать свою звериную жестокость в борьбе с Советской властью. Поэтапно прослеживая, как вела себя национальная интеллигенция в той или иной ситуации и как относились к ней коммунисты, автор разоблачает миф о «не гуманных» методах борьбы со стороны последних. При этом подчеркивается, что здесь нет открытий: оценки, точные и недвусмысленные, делам националистов даны в партийных и государственных до кументах первых лет Советской власти. Например, Наркомнац вслед за полным очищением Якутии от белых банд фикси ровал: «... как только классовая борьба против буржуазии начала углубляться, якутская интеллигенция, по классовой своей сущности будучи враждебной проле тариату, стала в оппозицию к Советской власти» (Шесть лет национальной полити ки Советской власти и Наркомнац (вместо отчета). М., 1924, стр. 77). По свидетель ству Е. М. Ярославского, со времени Фев ральской революции якутские интеллиген ты взяли курс на отделение Якутии от России, хотя большевики убеждали, «что их (якутских интеллигентов.— В. П.) ли ния ведет прямо к подчинению Японии или Америке» (Е. М Ярославский. Нацио нальная политика РКП в Якутии. «Крас ная Якутия», 1923, № 2, стр. 5). Многие страницы книги А. Новгородова повеству ют о самом непосредственном участии на ционалистической интеллигенции в воору женной борьбе против Советской власти. Когда же контрреволюция терпела пора жения, националисты взывали к гуманно сти к ним, «наиболее образованным пред ставителям темного якутского народа», де ланно раскаивались в поддержке белых, сваливая вину за зверства на бандитов-бе- логвардейпев. Советская власть неоднократно проща ла тех, кто поднимал на нее оружие, но значит ли это, что нужно сегодня подни мать на пьедестал каждого культуртрегера только на основании его национального происхождения? Тем более оправдывать национализм, в какие бы демократические тоги он ни рядился? Не обманутые кре стьяне-добровольцы «Якутской народной армии» и насильно мобилизованные бан дитами якуты изощрялись в надругатель ствах над пленными красноармейцами и ревкомовцами, а именующие себя демокра тами и интеллигентами националисты, ко торые не расстреливали пленных, а про стреливали им руки и ноги и оставляли на морозе умирать в мучениях. Не садисты- уголовники, а «демократы» из национали стов придумали способ казни большеви ков — «телеграф», когда жертвам вспары вали животы и вытягивали кишки, чтобы «протянуть линию к Москве, пусть просят помощи у своего Ленина». Чтобы обнажить вероломство национа листов, А. Новгородов цитирует их пере писку и приводит ряд других примеров. Характерен документ, обнаруженный профессором В. С. Флеровым: «Красные победили наших везде,— сетует в августе 1923 года якутский националист.— ...Нам тяжело и больно сдаваться врагам своим, с которыми мы не дружить хотим, а бить и истязать их... Сдаемся мы еще с боль шим желанием мстить и когда-нибудь рас считаемся с ними по-своему». Вот как реагировали на амнистию якутские нацио налисты! Приветствуя успешное завершение мно голетнего труда ученого, бескомпромиссно ведущего борьбу с националистическими извращениями истории якутского народа,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2