Сибирские огни № 03 - 1970

та, определить его место в строю российс­ ких литераторов на рубеже двух эпох. Исследование Б. Двинянинова строится на широкой и прочной фактической осно­ ве Доказательность суждений — важней­ шее качество книги. Анализ основных ис­ торико-литературных фактов, связанных с творческой биографией П. Якубовича, не­ изменно сопровождается ссылками на раз­ личные источники, подтверждающие выс­ казываемую мысль. Автор пользуется ранее не известными архивными материалами, широко привлекает русскую журнальную периодику 90—900 х годов, воспоминания современников, переписку П. Якубовича с Чеховым, Короленко, Горьким и другими выдающимися представителями русской ли­ тературы. Надо заметить, что произведения П. Якубовича в свое время подвергались постоянным преследованиям царской цен­ зуры. Тексты его стихов и очерков безжа­ лостно кромсались, из них удалялось все «крамольное». Якубовичу приходилось вы­ ступать не только под многочисленными псевдонимами, но порою приписывать ав­ торство своих произведений другим, не су­ ществующим лицам. Кроме того, печатаясь в «Русском богатстве» Н. К. Михайловско­ го, поэт испытывал давление со стороны наиболее консервативной части редакции этого журнала Естественно, что для вос­ создания подлинного облика Якубовича- поэта нужно было восстановить его про­ изведения в их первоначальном виде. Эта задача была выполнена Б. Двиняниновым с научной добросовестностью несколько лет тому назад.1 В результате исследова­ тель в своей новой книге «Меч и лира» мог опираться на произведения поэта, ос­ вобожденные от цензурных искажений. Основываясь на реальных источниках, Б. Двинянинов показывает неразрывную слитность жизненного и творческого пути поэта. Жизнь и поэзия П. Якубовича пред­ стают перед читателем как яркий пример нерасторжимого единства дела и слова, гражданских чувств и их поэтического вы­ ражения. Вместе с автором монографии мы прослеживаем формирование личности поэта, становление его взглядов, развитие в его творчестве революционных, граждан­ ских мотивов. К поэзии самого П. Якубо­ вича с полным правом могут быть отне­ сены слова, которыми он характеризует передовую литературу своего времени: «Го­ рячая проповедь долга, любви к народу, самопожертвования имела глубокий прак­ тический смысл: она воспитывала юноше­ ство, она создавала в обществе повышен­ ную нравственную атмосферу, зажигая ле­ нивых и равнодушных и удваивая силы на­ тур героических». Анализ жизненного и творческого пути 1 П. Ф. Я к у б о в и ч . Стихотворения. Всту­ пительная статья, поаготовка текста и примеча­ ния Б. И. Двинянинова, Л., «Советский писа­ тель», 1960, поэта-народовольца завершается двумя главами, в которых исследователь вновь обращается к проблеме традиций и нова­ торства в творчестве П. Якубовича, к осо­ бенностям стиля его поэзии, глубоко и об­ стоятельно рассматривая здесь специально этот сложный вопрос. Автор монографии с полным основанием утверждает, что лира П. Якубовича, глубо­ кими корнями связанная с современной ему жизнью, берет свое начало в поэзии Некра­ сова, продолжая и развивая революционно- демократические традиции семидесятых го­ дов. П. Якубовича роднит с Некрасовым не только гражданский пафос стихов, го­ рячая любовь к страдающей Отчизне и обездоленному народу, но прежде всего гневное отрицание основ современной ему действительности, страстная проповедь об­ новления жизни, неугасимая вера в победу добрых ее начал. Подхваченный молодым поколением восьмидесятых годов некрасов­ ский призыв «Иди в огонь за честь отчиз­ ны» нашел решительный отклик в поэзии П. Якубовича: Пока есть капля крови в жилах, Не будем плакать на могилах — Идем бороться, мыслить, жить! Впервые в советском литературоведении Б. Двинянинов рассматривает вопрос о преемственных связях между Лермонто­ вым, Якубовичем и ранним Горьким. Иссле­ дователь убедительно показывает, как ро­ мантические образы Мцыри и Демона нашли художественное преломление в поэ­ зии Якубовича, отдельные мотивы которой, в свою очередь, отразились в революцион­ но-романтических произведениях молодого Горького. С наибольшей глубиной, на наш взгляд, выяснено общее в философском ос­ мыслении жизни и в художественном ана­ лизе ее явлений, свойственное стихотворе­ нию П. Якубовича «Человек» и одноимен­ ной поэме Горького. Эти два произведения, написанные в разное время, сближает кон­ цепция Человека, проникнутая глубокой верой в разум, творческие возможности и в грядущий расцвет всех интеллектуальных и духовных сил личности. Попытка проследить творческие связи П. Якубовича с Д; Бедным и Вл. Маяков­ ским не продетавляется полностью удав­ шейся. Очень важные мысли Д.' Бедного о силе влияния стихов П. Якубовича на ли­ тературно-общественную мысль не подкреп­ лены. к сожалению, конкретным анализом произведений этих поэтов. Более четко про­ слежена творческая перекличка между И. Якубовичем и Вл. Маяковским, хотя и в этом случае исследователь не использовал в должной мере открывавшиеся перед ним возможности. Создается впечатление, что последний раздел заключительной главы книги представляет лишь конспективное изложение большой и важной проблемы, связанной с выяснением творческих взаи­ мосвязей между П. Якубовичем, Д. Бедным и Вл, Маяковским.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2