Сибирские огни № 03 - 1970
та, определить его место в строю российс ких литераторов на рубеже двух эпох. Исследование Б. Двинянинова строится на широкой и прочной фактической осно ве Доказательность суждений — важней шее качество книги. Анализ основных ис торико-литературных фактов, связанных с творческой биографией П. Якубовича, не изменно сопровождается ссылками на раз личные источники, подтверждающие выс казываемую мысль. Автор пользуется ранее не известными архивными материалами, широко привлекает русскую журнальную периодику 90—900 х годов, воспоминания современников, переписку П. Якубовича с Чеховым, Короленко, Горьким и другими выдающимися представителями русской ли тературы. Надо заметить, что произведения П. Якубовича в свое время подвергались постоянным преследованиям царской цен зуры. Тексты его стихов и очерков безжа лостно кромсались, из них удалялось все «крамольное». Якубовичу приходилось вы ступать не только под многочисленными псевдонимами, но порою приписывать ав торство своих произведений другим, не су ществующим лицам. Кроме того, печатаясь в «Русском богатстве» Н. К. Михайловско го, поэт испытывал давление со стороны наиболее консервативной части редакции этого журнала Естественно, что для вос создания подлинного облика Якубовича- поэта нужно было восстановить его про изведения в их первоначальном виде. Эта задача была выполнена Б. Двиняниновым с научной добросовестностью несколько лет тому назад.1 В результате исследова тель в своей новой книге «Меч и лира» мог опираться на произведения поэта, ос вобожденные от цензурных искажений. Основываясь на реальных источниках, Б. Двинянинов показывает неразрывную слитность жизненного и творческого пути поэта. Жизнь и поэзия П. Якубовича пред стают перед читателем как яркий пример нерасторжимого единства дела и слова, гражданских чувств и их поэтического вы ражения. Вместе с автором монографии мы прослеживаем формирование личности поэта, становление его взглядов, развитие в его творчестве революционных, граждан ских мотивов. К поэзии самого П. Якубо вича с полным правом могут быть отне сены слова, которыми он характеризует передовую литературу своего времени: «Го рячая проповедь долга, любви к народу, самопожертвования имела глубокий прак тический смысл: она воспитывала юноше ство, она создавала в обществе повышен ную нравственную атмосферу, зажигая ле нивых и равнодушных и удваивая силы на тур героических». Анализ жизненного и творческого пути 1 П. Ф. Я к у б о в и ч . Стихотворения. Всту пительная статья, поаготовка текста и примеча ния Б. И. Двинянинова, Л., «Советский писа тель», 1960, поэта-народовольца завершается двумя главами, в которых исследователь вновь обращается к проблеме традиций и нова торства в творчестве П. Якубовича, к осо бенностям стиля его поэзии, глубоко и об стоятельно рассматривая здесь специально этот сложный вопрос. Автор монографии с полным основанием утверждает, что лира П. Якубовича, глубо кими корнями связанная с современной ему жизнью, берет свое начало в поэзии Некра сова, продолжая и развивая революционно- демократические традиции семидесятых го дов. П. Якубовича роднит с Некрасовым не только гражданский пафос стихов, го рячая любовь к страдающей Отчизне и обездоленному народу, но прежде всего гневное отрицание основ современной ему действительности, страстная проповедь об новления жизни, неугасимая вера в победу добрых ее начал. Подхваченный молодым поколением восьмидесятых годов некрасов ский призыв «Иди в огонь за честь отчиз ны» нашел решительный отклик в поэзии П. Якубовича: Пока есть капля крови в жилах, Не будем плакать на могилах — Идем бороться, мыслить, жить! Впервые в советском литературоведении Б. Двинянинов рассматривает вопрос о преемственных связях между Лермонто вым, Якубовичем и ранним Горьким. Иссле дователь убедительно показывает, как ро мантические образы Мцыри и Демона нашли художественное преломление в поэ зии Якубовича, отдельные мотивы которой, в свою очередь, отразились в революцион но-романтических произведениях молодого Горького. С наибольшей глубиной, на наш взгляд, выяснено общее в философском ос мыслении жизни и в художественном ана лизе ее явлений, свойственное стихотворе нию П. Якубовича «Человек» и одноимен ной поэме Горького. Эти два произведения, написанные в разное время, сближает кон цепция Человека, проникнутая глубокой верой в разум, творческие возможности и в грядущий расцвет всех интеллектуальных и духовных сил личности. Попытка проследить творческие связи П. Якубовича с Д; Бедным и Вл. Маяков ским не продетавляется полностью удав шейся. Очень важные мысли Д.' Бедного о силе влияния стихов П. Якубовича на ли тературно-общественную мысль не подкреп лены. к сожалению, конкретным анализом произведений этих поэтов. Более четко про слежена творческая перекличка между И. Якубовичем и Вл. Маяковским, хотя и в этом случае исследователь не использовал в должной мере открывавшиеся перед ним возможности. Создается впечатление, что последний раздел заключительной главы книги представляет лишь конспективное изложение большой и важной проблемы, связанной с выяснением творческих взаи мосвязей между П. Якубовичем, Д. Бедным и Вл, Маяковским.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2