Сибирские огни № 03 - 1970
другими наказание — ссылку в Сибирь. Фе дя — молодой небогатый дворянин, совер шивший турне по Европе и прибывший в Санкт Петербург в некотором роде послан цем от Южного общества декабристов. Глазами этого человека, несколько наивно го, впечатлительного и очень подверженно го смене настроений, и предлагается чи тателю увидеть все происходящее. При соприкосновении с Кузьминым про является характер остальных персонажей. В обстоятельных разговорах с ним,— а по своему характеру он к таким разговорам безусловно располагает,— сообщают нам свои мысли, чувства и чаяния, обнажая сокровеннейшие стороны внутреннего мира, самые разные люди: К. Ф. Рылеев и его жена, немец-прач Фридрих Карлович Блат- нер и Петр Каховский, бесчеловечный, не вежественный помещик Богомолов и княги ня Е. И Трубецкая. Может быть, несовер шенен и однообразен этот авторский прием; может быть, случайны и необязательны не которые детали произведения, характери зующие российскую действительность с точки зрения кое-кого из собеседников Фе ди и. прежде всего, его самого, чувствую щего себя после пребывания за границей чуть ли не иностранцем в родной стране. И, может быть, чуть пристрастен автор в обрисовке немца-врача Фридриха Карло вича Блатнера, который пришел в Россию с армией Наполеона, чтобы покорить эту страну, и остался в ней навсегда, покорен ный мужеством и долготерпением русского народа, остался, чтобы лечить бедных, скрашивать своей благотворительностью их беспросветное нищенское существование, сеять в их душах добрые зерна. Доктор Блатнер вхож к декабристам, он разделя ет их свободолюбивые взгляды, их нена висть к самодержавию и крепостничеству, трезво оценивая, однако, ограниченные возможности борьбы декабристов с этим злом, тем более борьбы без поддержки масс. Но все это — «с краю событий». А в центре повествования — образы декабрис тов, в общем-то вполне соответствующие реальным, воссозданные на основе доку ментов и художественных изображений их современников и потомков. Социальный смысл декабристского движения передан в произведении сочувственно и правдиво. Наиболее достоверна и волнующа та часть романа, где побежденные становятся побе дителями, где показан их «триумф», их воскресение, казнь руководителей и приго вор о ссылке, непоколебимое решение жен декабристов следовать за ними на катор гу — беспримерный подвиг любви и гра жданского мужества. Конечно же, нельзя объять необъятное; в довольно большом историко-художественном полотне пред ставлены далеко не все значительные дея тели движения декабристов, его вдохнови тели и певцы, обойдены такие, например, как А. И. Одоевский и В. К. Кюхельбекер; пожалуй, недостаточно широко и торжест венно звучит мотив борьбы, ее пафос ча ще, чем хотелось бы, уступает место пуб лицистическому анализу И кое-где фаль шивой ноткой врываются в повествование мелочные неточности — в именах, в их транслитерации (дочь К. Ф. Рылеева — не «Маруся», а «Настенька»; вместо «Емель ян» пишется «Ермельян», вместо «Вася» — «Вазя» и т. п.), во взаимоотношениях ге роев. (Вот сцена, когда влюбленный в княгиню Е. И. Трубецкую Федя на балу во дворце Лаваль приглашает ее на танец... «— О, мне очень жаль, Федор Борисо вич, но следующий мой танец уже обе щан,— сказала она. Федя стоял, как оше ломленный, как будто она заявила ему, чтобы он убирался к черту. Бросив беглый взгляд на его лицо, княгиня наклонилась к нему и сказала с миной заговорщицы — Хорошо, потанцуем, я скажу, что забыла про обещание! — Федя был счастливейшим человеком в мире...» Какой русский не ощутит протест, читая эти слова,— так не вяжутся они с образом красивой и благо воспитанной княгини, опоэтизированной не одним поколением!). Впрочем, такого рода передержки и не додержки в бытовых картинках в какой-то мере извинительны для человека другой страны и другого времени. Можно ведь очистить зерно от плевел. А зерно это — в преклонении перед первыми революцио нерами земли русской, в утверждении принципа интернационализма. Роман не мецкого писателя — это еще одна сердеч ная дань той самой маленькой искре, из которой разгорелось большое пламя Ок тября. М . Я н к о МЕЧ И АИРА В истории передовой русской литера туры конца XIX — начала XX вв. П. Якубович занимает особое место. Его поэзия, насыщенная революционными идея ми семидесятых годов, активно боролась за утверждение демократических основ жизни. Герой «Народной Воли», поэт-три бун. певец борьбы и гнева, он оставил за метный след в нашей литературе. Между тем, долгое время имя П. Якубовича не правомерно замалчивалось, его творчеству давалась односторонняя оценка. Книга Б. Н. Двинянинова 1— первая попытка дать всесторонний анализ творческого пути поэ 1 Б. Н. Д в и н я н и н с в. Меч и лира. Очерк жизни и творчества П. Ф. Якубовича, М., изд., «Наука», 1963,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2