Сибирские огни № 03 - 1970
гически точно написана глава о встрече Марии Александровны с Ахай-нойоном. Николай Дамдинов недавно закончил но вую поэму «Учитель мой — Ленин». Автор избрал трудный жанр поэмы-монолога, где образ В. И Ленина дан через рассказ И В. Бабушкина, верного соратника вож дя революции: Встал Ильич. Взад-вперед он по комнате ходит, взволнован. Весь —энергии сгусток, стремительный, несуетной. Постоял у окна. К бедной Родине мыслью прикован. Резко голову вскинул и руки сложил за спиной. Как Ильич возмужал! В нем скопила', ь вся сила земная. Ярче прежнего мудрость горит в его темных зрачках. Он размашист в плечах и спокоен, заранее зная. Что безмерную тяжесть удержит в окрепших руках. (Перевод О. Дмитриева). Поэма подкупает правдивостью изобра жения, реалистичностью и пластичностью жизненных картин. Преемственность поко лений борцов, верность идеям ленинизма — лейтмотив этого произведения. Герой Э л лады Белоянис и герой кубинской револю ции Эрнесто Че Гевара, Сухэ-Батор и Тельман предстают в поэме как «братья по ду х у и плоти». Если кто-нибудь спросит: «Откуда такое родство?» То учителя имя вы все. как один, назовете. Всё рождаются люди, чья вера крепка, как скала. Чья душа молода л чиста, как вода ключевая, И они побеждают бессильное воинство зла, Людям счастье даря и свободу для них добывая. Злобе, подлости, лжи перед ними нельзя устоять! Г 1 о 1 виг ленинской гвардии ныне и вечно нетленен. И наступит пора, когда будет весь мир состоять Из свободных людей, говорящих: —Учитель мой —Ленин! Цыден Галсанов, прежде чем написать свои «Думы о Ленине», ездил по местам ссылки В. И Ленина, опубликовал нес колько очерков. Его «Думы» вбирают в себя и прошлое и настоящее, в них — поэ тическое осмысление животворящих идей В. И. Ленина. Образ В. И. Ленина в бурятской поэ зии _ эТо образ горячо любимый, постоян но обновляющийся и развивающийся. Кол лективный образ, сотканный бурятскими поэтами,— не прощальный реквием, а поэ ма о вечно живом человеке, живущем сре ди нас, в наших сердцах. Образ Ильича образ вечного движения, жизни и труда. О . Я н о в с к а я ИЗДАНО Б ГДР Э та тема неисчерпаема. Сколько ей посвящено книг — романов и поэм, стихотворений и песен, исторических иссле дований и мемуаров, очерков и статей! Но снова и снова она привлекает внимание; каждое поколение стремится отдать ей должное, опираясь на современный уровень исторических познаний и осваивая ее уро ки в соответствии с требованиями эпохи. Но как бы трезво ни судили мы о поис ках и заблуждениях наших далеких пред шественников, какими бы наивными и оши бочными ни представлялись нам теперь не которые их идеи, эта гема — « Декабрис ты» — остается для нас темой подвига, темой несомненно героического звучания, раскрывающей величие, искренность и прав долюбие лучших представителей того пе риода российской истории, который В. И. Ленин определил как «первый — дворянский — период революционного дви жения» в нашей стране. «Мятеж мечтателей» 1— так назвал свой роман о декабристах Вольфганг Иохо, не мецкий писатель, литературный критик, очеркист, прозаик, автор многочисленных произведений о немцах нашего века, ла у реат Национальной премии ГД Р , член Ком мунистической партии Германии с 1929 го да. В сентябре 1969 года Вольфганг Иохо посетил Новосибирск и в память о дру жеской встрече в Новосибирском отделе нии СП оставил этот свой последний ро ман, дважды изданный в ГД Р (1966, 1968), еще не переведенный на русский язык. О характере произведения, о его общем настрое и стилистике некоторое представ ление могут дать следующие строки: «...и Федя вообразил, как люди будут съезжаться на поклон к этим жалким ла чугам в Благодатске, Нерчинске и Иркутс ке, где жила когда-то небольшая кучка отважных мужчин и женщин. Они пройдут по этим лачугам, молчаливо и с благого вением, как те люди, что тянулись вдоль казематов 13 июля, и все-таки совсем по- другому, ибо тогда интуиция перейдет в знание, разбитая мечта — в дело. И они скажут' какой же несокрушимой была их вера, огромной — сила, раз они взяли это на себя! И они назовут имена побежденных, которые стали победителями. Его имени — Феди Кузьмина — среди них не будет. Это он знал. Еще год назад эта мысль была бы для него невыносимой, теперь же он преисполнился счастьем от сознания того, что участвовал — пусть не в центре, а с краю — в этом событии, ко торое в книгу истории будет занесено как мечта о справедливости...» Имени Федора Кузьмина действительно нет в анналах истории. А в романе Вольф ганга Иохо это один из главных персона жей, но из тех, кто был не столько актив ным участником движения декабристов, так или иначе воздействовавших на его разви тие и исход, сколько одним из его сочув ствующих наблюдателей, потенциальных его деятелей, добровольно разделивших с 1 Wolfgang loho. Aufstand der Träumer. Ber* lin, 1908.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2