Сибирские огни № 03 - 1970
Но каждый видел и помнит: Один через силу трудился, И с голоду слезно плакал, И в юрте дырявой мерз. Другой —ничего не делал. Смеялся в просторном доме И вкусных и жирных бананов С ножа до отрыжки жрал. «В эю страшное время, плохое для бед ных время родился в народе мальчик», от меченный чутким умом и могучим сердцем. Еще в юности он постиг «правду печаль ной жизни», узнал мерзость и несправедли вость существующего строя. Недруги наро да делают все. чтобы помешать батору рас сказать людям прав ту и поднять бедных на священную войну Они тайно готовят ему далекую ссылку и тюрьму, решают «тристаголовому змею триста доносов пос лать» Смелый юноша-батор вызывает трис- таголового змея на смертный бой. Ты знаешь —одним поленом Костра никто не разводит. Подснежником одиноким Не украшается степь,— убеждают его друзья и советуют, прежде чем выйти на смертный бой, постичь «вели кое знание жизни». Юноша находит свя щенную книгу двух баторов, усваивает ее вещее слово — «подневольному люду свобо ду добыть, тристаголовому змею триста го лов отрубить». С тех пор для народов мира. Для бедных и угнетенных Он стал путеводной звездою. Великим, мудрым банной. С тех пор его ясные речи, С тех пор его мудрые книги Будили народные думы И волновали сердца. Старец, услышавший Ленина, В юношу преображался. Юноша, слушавший Ленина, Мудрость веков постигал. Скорбными аккордами звучат строки, повествующие о смерти Справедливого ба- тора. Ленин-багша! Это имя Жить на земле будет вечно, Как вечно вращается солнце И ветры и воды шумят. Поэма-улигер «Ленин-багша» А. То- роева является одним из наиболее значи тельных произведений бурятской литерату ры, посвященных Владимиру Ильичу Л е нину. Полюбились и запомнились бурятскому читателю «Сказание о великой дружбе» Хо- ца Намсараева, «Путем Ленина», «С име нем Ленина» Дамбы Жалсараева, многие •стихи Цыдеча Галсанопа, Пыреи Дулмы Дондоковой, Цокто Номтоева, Бато База рова, Дольена Мадасона и других поэтов. Высокие, дс самого неба, Белоснежные Саридак и Саяны, Голубоглазая, синяя вода Моего изумрудного Байкала, Широкие, просторные .степи Моей Бурят Монголии милой, ГИ'ути**йте, вникните В каждый штрих моих стихов и песен! Ленин, словно ярчайшая звезда. Освещает светом своим. Вечное счастье людям дал, Солннеподобно своим учением озарил,— восклицает X. Намсараев в стихотворе нии «Булад мушоор» («Под булатной звез дой») В И. Ленин неразрывно связан с партией, свет ленинских идей и поныне осве щает наш путь,— такова основная мысль сти_ хов X. Намсараева, посвященных Ленину («Мавзолей», «Преклоняюсь золотому Л е нину», «В солнечной Бурятии»). Раскрытие образа В. И. Ленина — соз дателя славной Коммунистической партии и Советского государства — через его бес смертные идеи и великие деяния — вот «ключ» к этой ответственной теме у многих бурятских авторов. А годы шли медлительно, как в гору, Но встал великий Ленин V руля. Была с Невы ооудьями «Авроры» Разбужена бурятская земля,— пишет Цыденжап Жимбиев (перевод К. Ваншенкина). Стихи бурятских поэтов создают более или менее полную летопись жизни и борьбы нашего народа в советское время, передают героику грозных дней революции, боевой энтузиазм наших отцов, дух самой эпохи. Каждый поэт привносит в ленинскую тему свой нравственный опыт, свое видение ми ра и по-своему выражает свои мысли и чувства. Много и . плодотворно работают сейчас нал созданием ленинского образа Дамба Жалсараев. Цыден Галсанов, Николай Дам- динов Выступают со стихами-раздумьями о Ленине С. Ангабаев, А> Бадаев, Ц.-Б. Бадмаев, Д. Улзытуев, М. Самбуев. В про изведениях этих поэтов известные темы раз рабатываются с новых жизненных пози ций, стилевых и творческих возможностей. Свет красного стяга любимый, И ленинский профиль на нем. И Ленина подпись незримо Стояла р билете моем Билет для партийна священен — У сердца храню своего: У сердца носил его Л-нин, Там ленинцы носят его. (Д. Жалсараев. «Вступление в партию», пер. М. Львова). Если раньше бурятская поэзия осмыс ливала образ В И. Ленина только лиричес ки, то сейчас она подошла к этой ответ ственной теме и с лиро-эпических позиций, что говорит о возмужании нашей лите ратуры. Образ матери Ленина — Марии Алек сандровны— отражен в поэме Чимит-Рыг- зена Намжилова «Сердце матери». Поэма проникнута восхищением и уважением к этой удивительной женщине с чистым и большим сердцем. Драматично и психоло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2