Сибирские огни № 03 - 1970

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ В . П е т о и о о ОБРАЗ ВЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ, ЖИЗНИ И ТРУДА И мя Владимира Ильича Ленина дав­ но и прочно вошло в сознание бу­ рятского народа. В национальной поэзии образ вождя находит свое воплощение уже в начале 20-х го­ дов. С первыми декретами Совет­ ской власти полетели по широким степям безыскусные песни, сложенные безымянны­ ми улусными поэтами. В бурятской советской поэзии Ленин, как правило, показан в эпицентре всех со­ бытий, связанных с историей нашей пар­ тии и революции. Одним из первых к этой благородной теме обратился поэт Генин- Дарма Нацов («Ленин багшын магтаал» — «Слава учителю Ленину»), Исследователь бурятской поэзии 20-\годов Инн. Ким спра­ ведливо относит это стихотворение к первым произведениям нашей литературы, запечат­ левших дорогой образ. Несколько наивное и непритязательное стихотворение дорого нам тем, что в нем впервые отчетливо ри­ с у е т с я образ В. И. Ленина, высоко оцени­ вается его деятельность на благо всех на­ родов страны Талантливый поэт Дамба Дашиниматв откликнулся на смерть вождя стихотворением-реквиемом «Ленин нугшэ- бэ» («Умер Ленин»): Народы всех пяти континентов Скорбят об ушедшем вожде. Но они торжественно клянутся Довести дело его дс конца. (Подстрочный перевод ной .— В. П.) В Ленинской теме черпали вдохновение такие известные бурятские поэты, как Сол- боиэ Туя (Петр Дамбинов), Б. Абидуев, Г. Дагуров. Учиться жить и бороться по- ленински — вот основная мысль их сти­ хов. В 30-е годы, осваивая опыт и традиции русской советской литературы (В. Маяков­ ский, Д. Бедный, В. Казни, Н. Тихонов и др.), бурятская поэзия начинает все чаше и глубже разрабатывать бессмертный об­ раз великого Ленина. Поэты и улигерши- ны республики обращаются к вождю с пла­ менными словами, полными сердечности » благодарности за радость новой жизни, за расцвет родной Бурятии. Ленин — мудрый батор и освободи­ тель — становится любимым героем народ­ ного творчества: Разве были баторы сильнее. Выше, благородней и смелее. Чем великий Ленин? (Перевод И. ЛуговскогоУ К эпической разработке образа любимо­ го вождя обратился известный сказитель А. Тороев. В поэме «Ленин-оагша», поль­ зуясь традиционным фольклорным приемом гиперболы, автор славит величие ленинско­ го гения, его идей и дел: Высокий, выше Саянов, Светлый, светлее сслнца, Ростом до самого неба Он величаво встал (Перевод И. Луговского ) Лаконичными строками и яркими точ­ ными штрихами Аполлон Тороев решает волнующую его тему. Контрастно, рельефно1 показана дореволюционная жизнь Б у­ рятии: Никто на земле не помнит,— Давно это, видно, было,— Как лошадью стал работник, А всадником жирный нойон.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2