Сибирские огни № 03 - 1970
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ В . П е т о и о о ОБРАЗ ВЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ, ЖИЗНИ И ТРУДА И мя Владимира Ильича Ленина дав но и прочно вошло в сознание бу рятского народа. В национальной поэзии образ вождя находит свое воплощение уже в начале 20-х го дов. С первыми декретами Совет ской власти полетели по широким степям безыскусные песни, сложенные безымянны ми улусными поэтами. В бурятской советской поэзии Ленин, как правило, показан в эпицентре всех со бытий, связанных с историей нашей пар тии и революции. Одним из первых к этой благородной теме обратился поэт Генин- Дарма Нацов («Ленин багшын магтаал» — «Слава учителю Ленину»), Исследователь бурятской поэзии 20-\годов Инн. Ким спра ведливо относит это стихотворение к первым произведениям нашей литературы, запечат левших дорогой образ. Несколько наивное и непритязательное стихотворение дорого нам тем, что в нем впервые отчетливо ри с у е т с я образ В. И. Ленина, высоко оцени вается его деятельность на благо всех на родов страны Талантливый поэт Дамба Дашиниматв откликнулся на смерть вождя стихотворением-реквиемом «Ленин нугшэ- бэ» («Умер Ленин»): Народы всех пяти континентов Скорбят об ушедшем вожде. Но они торжественно клянутся Довести дело его дс конца. (Подстрочный перевод ной .— В. П.) В Ленинской теме черпали вдохновение такие известные бурятские поэты, как Сол- боиэ Туя (Петр Дамбинов), Б. Абидуев, Г. Дагуров. Учиться жить и бороться по- ленински — вот основная мысль их сти хов. В 30-е годы, осваивая опыт и традиции русской советской литературы (В. Маяков ский, Д. Бедный, В. Казни, Н. Тихонов и др.), бурятская поэзия начинает все чаше и глубже разрабатывать бессмертный об раз великого Ленина. Поэты и улигерши- ны республики обращаются к вождю с пла менными словами, полными сердечности » благодарности за радость новой жизни, за расцвет родной Бурятии. Ленин — мудрый батор и освободи тель — становится любимым героем народ ного творчества: Разве были баторы сильнее. Выше, благородней и смелее. Чем великий Ленин? (Перевод И. ЛуговскогоУ К эпической разработке образа любимо го вождя обратился известный сказитель А. Тороев. В поэме «Ленин-оагша», поль зуясь традиционным фольклорным приемом гиперболы, автор славит величие ленинско го гения, его идей и дел: Высокий, выше Саянов, Светлый, светлее сслнца, Ростом до самого неба Он величаво встал (Перевод И. Луговского ) Лаконичными строками и яркими точ ными штрихами Аполлон Тороев решает волнующую его тему. Контрастно, рельефно1 показана дореволюционная жизнь Б у рятии: Никто на земле не помнит,— Давно это, видно, было,— Как лошадью стал работник, А всадником жирный нойон.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2