Сибирские огни № 03 - 1970
В знаменитом стихотворении об оставшейся без ответа любви («Я вас любил...») Пушкин не только не упрекает женщину за то, что она не ответила на чувство, он и не мыс лит себе, что возможно упрекать за это. Он ни словом не обмолвился ей о своей любви, почти не надеялся на взаимность («Я вас любил безмолвно, безнадежно») ч, осознав, что его чувству так и суждено остаться неразделенным, боится потрево жить, опечалить любимую признанием («Но пусть она вас больше не тревожит, я не хочу печалить вас ничем») Даже безответная любовь по Пушкину — огромная духовная ценность: заставляя страдать, она очищает душу страданием. И даже за т а к у ю любовь благодарен поэт женщине. Все стихотворение — выра жение этой благодарности. Так что в обычае «ногу ножкой назы вать» выразилась, помимо всего прочего, еще и благодарность за счастье любить. Такую же благодарность ощутил к жен щине и Смеляков. Он запечатлел эту бла годарность в пушкинском по происхожде нию образе: «Целую старческую руку, что белой ручкою была». Но и здесь, на этом пушкинском образе, лежит характерная смеляковская мета: ру ка, которую целует поэт,— с т а р ч е с к а я . Весь образ — не просто преодоление тяже сти, но и как бы сам процесс преодоления. Вот почему этот образ естественно впи сался в контекст стихотворения, став сред ством выражения характера Смелякова. Смеляков шел к формулированию этого образа через все стихотворение, шел. как мы убедились, ни в чем себе не изменяя. Смеляков идет к Пушкину, оставаясь при этом самим собой. Статьи о поэзии, появившиеся в послед нее время, переполнены призывами к совре менным поэтам идти к традициям, к клас сикам. Но зачем идти к ним? Какая в этом не обходимость? В данном случае именно соприкосновение с пушкинской нравственной традицией поз волило Смелякову с особенной резкостью проявить важную черту с о б с т в е н н о г о х а р а к т е р а — готовность страдать ради ощущения полноты бытия. Д ля того, чтобы ощутить такую полноту, Смелякову, как мы уже говорили, прихо дится пробиваться «сквозь шум базарный». Мир, в котором сознает себя Смеля ков,— не гармонический мир. Потому и тру ден характер этого поэта, что добыть гармо нию в мире, окружающем его, стоит ему огромных душевных затрат Ничто не проходит даром: какие-то ча стицы души приходится растрачивать Сме лякову при столкновении с дисгармонией. Но от борьбы с ней он отказаться не мо жет: слишком велика потребность в гармо нии, испытываемая им. Эта потребность и привела Смелякова к Пушкину Смеляков идет к Пушкину через Тютче ва, Смеляков идет к Пушкину через Дениса Давыдова. Недаром он оговорился: «Раз вы Пушкина учитель..» Смеляков приходит к пушкинской сти ховой и нравственной традиции через сти ховую и нравственную традицию русской классики. Впрочем, слово «приходит», которое мы произнесли, не всегда достаточно точно от ражает сущность этого явления. Традиция — вещь коварная. Стоит не много расслабиться, и она втянет поэта в себя. Стихотворение Смелякова «Попытка за вещания», в котором поэт просит близкую ему женщину похоронить его после смерти на полустанке, заканчивается так: Ведь гам лежать в земле глубокой и одиноко и темно. Лети, светясь неподалеку, вагона дальнего окно. Пусть этот отблеск жизни милой, пускай щемящий проблеск тот пройдет, мерцая, над могилой и где-то дальше пропадет. Аналогия с классическими строчками здесь так же мгновенна и неизбежна, как и в случае с «Элегическим стихотворением». На этот раз — только Пушкин: И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать. Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать. И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть И равнодушная природа Красою вечною сиять. Совпадение почти дословное: каждый из поэтов завещает, чтобы около его моги лы было то, чем дорожил он при жизни — «младая жизнь» и «отблеск жизни милой». Пушкину это завещание далось очень нелегко Тяжелые, мрачные мысли о смер ти одолевают поэта. Этот дуб «переживет мой век забвенный, как пережил он век от цов». И этот ребенок переживет его: «мче время тлеть, гебе цвести». «Равнодушная природа» и «младая жизнь» — все это вы зывает мысли о собственной скоротечности. И все это — вот сила пушкинского духа! — одновременно служит опорой. К гармоническому спокойствию послед них строк стихотворения Пушкин идет че рез душевную муку: очень тяжело и [руст- но сознавать, что тебя скоро не будет. И по тому эта гармония — не благостность. Оча не вытесняет собой сознание тяжести и гру сти, но преодолевает его. Смеляков в «Попытке завещания», ми нуя пушкинский путь, заимствует результат. У Пушкина, легкость которого иные его современники считали чуть ли не легковес ностью, гармония— обретаемая. У Смеля кова, характер которого, как мы видели в «Элегическом» стихотворении, раскрывается во всем своем своеобразии и угловатой привлекательности именно трудно, «с нас лаждением и мукой», в «Попытке завеща ния» появилась некая благостность. Э т а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2