Сибирские огни № 03 - 1970
литературы (да и современная литератур ная практика) знает примеры неподвижного статического стиля. Имеется в виду при этом то обстоятельство, что поэт ощущает совсем не то, что ощущал когда-то и что по инерции продолжает выражать в своих стихах. Такие случаи принято именовать «инерцией стиля». Думается, однако, что в это понятие — «инерция стиля» — следует вкладывать более широкий смысл, нежели тот, о котором мы только что говорили. «Инерция стиля» — это, по сути, инер ция души Повторяется поэт или повторяет ко го-то другого, пытается ли он эксплуати ровать собственные вчерашние душевные накопления или чьи-то еще,— он одинаково облегчает себе задачу, потому что предпочи тает идти по проторенной дороге. Он так или иначе подпадает под «инерцию стиля», отказывается от поисков собственного сти ля, то есть — от выражения в стихах соб ственного существа. К тому же пребывание в чужой стили стической системе не так безопасно, как может показаться на первый взгляд: Хотел бы я долгие годы На родине милой прожить, Любить ее светлые воды И темные воды любить... Принято считать, что эти строки окута ны некой поэтической тайной. «Медленно повторите про себя: «Хотел бы я долгие го ды на родине милой прожить...» — и, если вы любите настоящие стихи, вы долго бу дете находиться под т а и н с т в е н н ы м обаянием этих простых и прекрасных строк»,— таков анализ Ф. Чуева. Примерно то же самое пишет и Ал. Михайлов: «Ста раясь хотя бы приблизительно объяснить т а й н у этих строк Соколова, Куняев утвер ждает, что они держатся на «честном сло ве» в буквальном и переносном смысле. Так оно и есть. Эстетика «простых» слов зиж дется на правде, на опыте первооткрытия. Литературщина, вторичность переживаний противопоказаны ей...» Что же, 1 айна действительно сопровож дает подлинное произведение искусства. Когда огонь, сжигавший душу художника, опалит и нас, мы не станем рассуждать, как удалось художнику добиться этого. Мы смо жем объяснить, почему так сильно воздей ствует его произведение на нас, то есть сказать о своих ощущениях, но к а к сдела но оно — объяснить не просто. Наверное, мы только констатируем (на основании сво их ощущений), что средства изображения не просто верно выбраны (мы и слова-то «выбраны» не произнесем), но оказались единственно возможными для выражения данного, конкретного, э т о г о чувства. А приведенное четверостишие Соколова? Оно держится на антитезе «светлые воды — темные воды». Такая антитеза эффектна, но если мерить стихотворение «жёстово- стью», то можно сказать, что этот жест (антитеза) рожден не естественным душев ным движением, а внешним побуждением, так сказать, выходом на публику, непосред ственной апелляцией к ней. Потребность в таком выходе возникает тогда, когда чело век и сам чувствует, что говорит о вещах слишком общих, слишком известных и те ми же словами, которыми говорили до не го. В такой ситуации выход на публику — своего рода попытка самоутверждения. А эстетика «простых» слов, как правильно заметил Ал. Михайлов, основана на правде. Правда же в самоутверждении не н уж дается. Как можно заметить, антитеза даже ока залась чужеродной тексту, в который она заключена. Это станет особенно наглядным, если продолжить цитату еще хотя бы на одно четверостишие: ...И степи, и всходы посева, И лес, и наплывы в крови Ее соловьиного гнева, Ее журавлиной любви... О таком стихе Юрий Тынянов сказал однажды, что он «нейтрализуется стиховой культурой X IX века». Нейтрализуется — значит делается ничь им. Значит, чувство, выраженное в нем, аб страктно и недостоверно. Единственной конкретностью из того, ч го запечатлено здесь как чувство, оказалось с а м о у т в е р ж д е н и е . Оно" даже стало лирической темой поэта. И не могло не стать, потому что поэт пошел проторенными (а значит — облегчен ными) путями. По рассказам знакомых с ним людей, Маршак вспоминал забавный случай из своего отрочества: как ему однажды дове рили плуг. Сначала было трудно, говорил Маршак, плуг вырывался из рук, дело не ладилось, а потом вдруг пошло гладко и легко, так что работа стала доставлять удовольствие от сознания собственного мо лодечества. А потом, добавил улыбаясь Маршак, оказалось, что по-настоящему я пахал толь ко сперва, когда было трудно. После же плуг скользил поверху. Оставаться на поэтическом и нравствен ном уровне традиции — значит, как я уже говорил, самоуглубленно искать себя, выра жать свой новый характер в отношениях с новой действительностью. Т у т не до ра достного самоутверждения. На него нет времени, нет сил, в нем нет потребности. Если же заниматься повторением прой денного, искусно или полуискусно варьируя найденное, ощущение легкости «пахоты» неизбежно рождает иллюзию собственного мастерства, иллюзию осуществленной худо жественной задачи Возникает сознание соб ственного могущества. Вот к чему приводит такре, казалось бы, безобидное пребывание поэта в чуждой сти листической системе Нейтрализовав его по этический характер, она особенно резко под черкнула в его лирическом герое черту, по эзии чужеродную,— самолюбование.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2