Сибирские огни № 03 - 1970
оскорбления, притеснения)— значит жить неестественной, несвободной жизнью. К та кой жизни притерпеться нельзя. Ей следует противоборствовать. Иное дело — Фет: Страдать! —Страдают асе —страдает темный зверь. Без уповенья, без сознанья,— Но перед ним туда навек закрыта дверь. Где радость теплится страданья. Ожесточенному и черствому дуиюй Пусть эта радость незнакома. Зачем же лиру бьешь ребяческой рукой. Что не труба она погрома? К чему противиться природе и судьбе?.. И дальше — с гордостью — о своей музе: ...На землю сносят эти звуки Не бурю страстную, не вызовы к борьбе, А исцеление от муки. Фет не без основания полагал, что силь но развитое чувство страдания ведет к противоборству. Это так и есть. Вспомните знаменитые строки из книги, которую ^дол гое время не разрешали к печати российские самодержцы: «Я взглянул окрест себя, и душа моя с т р а д а н и я м и человечества уязвлена стала». Страдальческий характер Некрасова оказался сродни радищевскому: «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ!» Такой характер Фет уподобляет харак теру «темного зверя». Это для зверя, счи тает Фет, непереносимы страдания. Призы вать к борьбе, к отмщению, превратить лиру в «трубу погрома», по мнению Фета,— зна чит обнаруживать звериные инстинкты в собственной душе и пробуждать их в душах других, значит унизить человека, а не воз высить его, значит «влачить стих в грязи». «К чему противиться природе и судьбе?» Природа для Фета — мир божий, а судь ба — божья воля. Человек возвышенный не противится — покорствует. Он покорствует, потому что умеет провидеть сквозь брен ные, преходящие обстоятельства непреходя щую мудрость божью. Страдает он или. ра дуется •— его, в конце концов, одинаково просветляет и то и другое чувство: он ви дит свет и тянется к свету. Свобода по Фету — это отрешенность от суеты, от внешних обстоятельств. Борьба за изменение внешних обстоятельств, за улучшение их (то, что мы называем граж данственностью) такому пониманию, разу меется, противоположна. Как видим, Фет и Некрасов — поэты рез ко противоположных характеров. Поэтому рискова'нно, наверное, утверждать, что они оба, сразу, одновременно могут благостно воздействовать на душу современного сти хотворца. Напротив. При таком одновре менном воздействии душа стихотворца, оче видно, будет выведена из столь необходи мого для творчества состояния гармониче ского равновесия Хочу, чтоб меня правильно поняли. Я го ворю не о том, что современный поэт не может так или иначе соприкасаться в сво их стихах с такими противоположными тра дициями. Может, конечно. Я говорю только о ложных представлениях об искусстве, со гласно которым можно вполне серьезно уверовать, что два противоположных клас сика способны одновременно целительно воздействовать на душу одного поэта («они меня врачуют»). Кстати говоря, эта уверен ность В. Соколова не подтверждается са мим же его стихотворением. Имя Некрасова произнесено в нем едва ли не всуе. В этом особенно убеждают последние цитирован ные нами строки, вот эти: ...В долах Летит морозный пух. Высокий лунный холод Захватывает дух. Некрасов к этому не имеет никакого от ношения. Здесь Соколов оказался втянутым в сильное магнитное поле поэта, противо положного Некрасову,— Фета. Да, это фа товские ощущения, его образность: От ресниц нависнул в очи Серебристый пух. Тишина холодной ночи Занимает дух. Вообще представления о том, что любое воспроизведение образцов формы старого поэта в стихах новейшего уже есть эстети ческая ценность, расширяют ,границы искус ства до такой сферы, в которой уже само искусство рискует потерять свои основные признаки. Опасное расширение! Ведь еще Белинский подчеркивал, что «искусство имеет свои законы, без уважения которых нельзя хорошо писать. Оно прежде всего требует, чтобы писатель был верен собствен ной натуре, своему таланту, своей фанта зии». Заметьте: п р е ж д е в с е г о — из всех законов искусства верность писателя своему характеру («собственной натуре») Белинский считал главенствующим. Поэзия п р е ж д е в с е г о есть форма выражения характера поэта. А форма вы ражения, естественно, включает в себя все средства изображения. В том числе — и повторение или воспроизведение привычных образцов. Поэтому не спешите радоваться, что современный поэт напомнил вам кого- то из классиков. Радуйтесь, если воспроиз ведение классических образцов позволило вам с особой резкостью почувствовать ха рактер, мировоззрение, мироощущение со временного поэта. Именно так и понимали цели и задачи искусства наши классики. В 1811 году Жуковский написал стихо творение «Цветок»: Минутная краса полей. Ц в е т о к у в я д ш и й , о д и н о к о й . Лишен ты прелести своей Рукою осени жестокой. Увы! нам тот же дан удел, И тот же рок нас угнетает: С тебя листочек облетел — От нас веселье отлетает. Отъемлет каждый день у нас Или мечту, иль наслажденье, И каждый разрушает час Драгое сердцу заблужденье. 12 Сибирские огни а\а 3 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2