Сибирские огни № 03 - 1970

ГЕННАДИЙ КРАСУХИН Традиция и характер » В последнее время особенно популяр­ ным в критике стало слово «традиция». Редкая критическая статья о современной поэзии обходится без упоминания его. Ред­ кая рецензия на поэтический сборник не подчеркивает, непременно, что его автор ве­ рен, наследует, продолжает или развивает традиции русской классической поэзии. Очевидно, это связано с обострившимся за последнее время общественным интере­ сом к истории отечества, к история отече­ ственной культуры. Не станем говорить здесь о причинах обострения такого интере­ са. Укажем только на следствие этого: ста­ рые классические образцы (метр, тон, об­ раз) сегодня так же трогают сердце, как трогают его архитектоника русского зодче­ ства, своеобразие творческой манеры ико­ нописцев, витиеватая красочность летопис­ ного слога и многие другие, не менее заме­ чательные вещи, запечатлевшие в искусст­ ве национальный характер. Поэтому-то уже одно только повторение.классических образ­ цов в поэзии современного поэта, напоми­ нание их читателю доставляют эстетическое наслаждение читающей публике, вызывают ответное благодарное чувство. Это чувство хорошо выразил не так давно один критик уже в самом названии своей статьи: «Пле­ нительная власть традиций». Таким образом, сам общественный вкус ныне как бы подталкивает современного поэта к воспроизведению в обоих стихах старых, волнующих сердце элементов формы. Такое воспроизведение (порою самое эле­ ментарное, вплоть до простого цитирова­ ния) для иных критиков — наглядное сви­ детельство наследования традиций. Стоило, например, В. Туркину написать в своей поэме: С военкоматского порога, Не обвенчав меня с войной. Вела меня моя дорога К иной, к Московско-Окружной.., Я развозил путейцам шпалы.., (В отцовской кепке набекрень). «...Уж реже солнышко блистало. Короче становился день...» — как А. Коваленко® смог опереться на эту цитату в своем утверждении, что «комплекс поэтических приемов В. Туркина не случа­ ен: следуя пушкинским традициям, поэт...» и т. д. Критики, как правило, не утруждают себя особенными доказательствами в разго- %воре о традициях. Считается, что в этом случае доказательства не требуются — до­ статочно называть фамилии. Что обычно и делается. Вот выдержка из статьи В. Чалмаева в «Молодой гвардии»: «Традиция социальных исследований народной жизни, идущая от Некрасова, не пресеклась и не замерла. Это­ го не может быть и не будет. В таких про­ изведениях, как «Хозяйка», «Гамлет в сов­ хозе», поэма «Седьмое небо» Вас. Федоро­ ва, как сборник «Босиком по земле» А. Яши­ на, многие деревенские стихи и поэмы В. Гордейчева, В. Фирсова, как поэмы Б. Ручьева с его знанием и любовью к Маг­ нитогорску или стихи Ф. Чуева о летчиках, мы находим эту доподлинную народную жизнь, она четко просматривается сквозь лирические строки в своей эпической пол­ ноте». Из статьи В. Шошина в «Октябре»: «На­ до сказать, что актив журнала составляют молодые поэты, развивающие национальные традиции русской поэзии с ее социальной остротой, вниманием к жизни народных масс, плодотворным использованием фоль­ клора. Такова поэзия Владимира Гордейче­ ва, Владимира Фирсова, Владимира Цыби- на, Ольги Фокиной, Ларисы Васильевой, Ивана Лысцова, Роберта Винонена, Бори­ са Куликова, Александра Романова, Вален­ тина Сидорова, Валентина Сорокина, Олега Алексеева и других». Из статьи Ал. Михайлова в «Знамени»:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2