Сибирские огни № 03 - 1970
ГЕННАДИЙ КРАСУХИН Традиция и характер » В последнее время особенно популяр ным в критике стало слово «традиция». Редкая критическая статья о современной поэзии обходится без упоминания его. Ред кая рецензия на поэтический сборник не подчеркивает, непременно, что его автор ве рен, наследует, продолжает или развивает традиции русской классической поэзии. Очевидно, это связано с обострившимся за последнее время общественным интере сом к истории отечества, к история отече ственной культуры. Не станем говорить здесь о причинах обострения такого интере са. Укажем только на следствие этого: ста рые классические образцы (метр, тон, об раз) сегодня так же трогают сердце, как трогают его архитектоника русского зодче ства, своеобразие творческой манеры ико нописцев, витиеватая красочность летопис ного слога и многие другие, не менее заме чательные вещи, запечатлевшие в искусст ве национальный характер. Поэтому-то уже одно только повторение.классических образ цов в поэзии современного поэта, напоми нание их читателю доставляют эстетическое наслаждение читающей публике, вызывают ответное благодарное чувство. Это чувство хорошо выразил не так давно один критик уже в самом названии своей статьи: «Пле нительная власть традиций». Таким образом, сам общественный вкус ныне как бы подталкивает современного поэта к воспроизведению в обоих стихах старых, волнующих сердце элементов формы. Такое воспроизведение (порою самое эле ментарное, вплоть до простого цитирова ния) для иных критиков — наглядное сви детельство наследования традиций. Стоило, например, В. Туркину написать в своей поэме: С военкоматского порога, Не обвенчав меня с войной. Вела меня моя дорога К иной, к Московско-Окружной.., Я развозил путейцам шпалы.., (В отцовской кепке набекрень). «...Уж реже солнышко блистало. Короче становился день...» — как А. Коваленко® смог опереться на эту цитату в своем утверждении, что «комплекс поэтических приемов В. Туркина не случа ен: следуя пушкинским традициям, поэт...» и т. д. Критики, как правило, не утруждают себя особенными доказательствами в разго- %воре о традициях. Считается, что в этом случае доказательства не требуются — до статочно называть фамилии. Что обычно и делается. Вот выдержка из статьи В. Чалмаева в «Молодой гвардии»: «Традиция социальных исследований народной жизни, идущая от Некрасова, не пресеклась и не замерла. Это го не может быть и не будет. В таких про изведениях, как «Хозяйка», «Гамлет в сов хозе», поэма «Седьмое небо» Вас. Федоро ва, как сборник «Босиком по земле» А. Яши на, многие деревенские стихи и поэмы В. Гордейчева, В. Фирсова, как поэмы Б. Ручьева с его знанием и любовью к Маг нитогорску или стихи Ф. Чуева о летчиках, мы находим эту доподлинную народную жизнь, она четко просматривается сквозь лирические строки в своей эпической пол ноте». Из статьи В. Шошина в «Октябре»: «На до сказать, что актив журнала составляют молодые поэты, развивающие национальные традиции русской поэзии с ее социальной остротой, вниманием к жизни народных масс, плодотворным использованием фоль клора. Такова поэзия Владимира Гордейче ва, Владимира Фирсова, Владимира Цыби- на, Ольги Фокиной, Ларисы Васильевой, Ивана Лысцова, Роберта Винонена, Бори са Куликова, Александра Романова, Вален тина Сидорова, Валентина Сорокина, Олега Алексеева и других». Из статьи Ал. Михайлова в «Знамени»:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2