Сибирские огни № 03 - 1970

рование, ее основной нравственный и ин­ теллектуальный настрой. Эта личность — обобщенное «я» — выступает в публицисти­ ке Мартынова в разных обличиях, но всег­ да несет в себе заряд общественных и со­ циальных пристрастий поэта, «вбирает» в себя, концентрирует в себе лучшие свойст­ ва человека нового мира. Вот почему в тему советского первород­ ства легко и свободно входит другая те­ ма — тема пионеров науки, первооткрыва­ телей, новаторов, одержимых идеей, всех тех, кого Циолковский называл «забежни- ками». Им-то и посвящает Мартынов свои стихи. Одного за другим он открывает «прародителей» сегодняшних чудес науки, исследует гносеологию того или иного ин­ теллектуального завоевания. Поэт вспоми­ нает Михаила Филиппова, забытого потом­ ками, но еще в прошлом веке замыслив­ шего генератор света и предвосхитившего современный лазер. Он обращается к био­ графии А. А. Фридмана, создавшего неста­ ционарную модель вселенной, предопреде­ лившего развитие космологии в наши дни. Наконец, в Сергее Есенине его восхищает не только талант, но и поразительная твор­ ческая интуиция, умение мыслить в кос­ мических масштабах, думать о том, что нау­ ка только сегодня делает достоянием всех: о мире и антимире, о космосе как строи­ тельной площадке человечества и т. д. «Буря наших дней должна устремить и нас от сдвига наземного к сдвигу космо­ са»,— писал в 1918 году Сергей Есенин — современник Ленина, Циолковского и Эйн­ штейна. Отнюдь не случайно в стихах Мартынова вслед за словами поэта о ве­ личайшем наземном сдвиге и последующем за ним сдвиге в космическом пространстве возникают эти три имени. Как в мировой космонавтике Циолковский, как в мировой физике Эйнштейн, так в мировой политике В. И. Ленин — вершины духовного разви­ тия человечества, титаны научной мысли XX века. Имя Ленина стоит первым в этом ряду. Леонид Мартынов внес вклад в поэти­ ческую Лениниану, не только обращаясь к образу Ленина, но и устанавливая пря­ мую связь между тем л е н и н с к и м и подлинно революционным, что живет в нас, живет в делах и свершениях всего народа. Славное пятидесятилетие существования советского государства было ознаменовано этой жизненностью ленинских идей, их по­ бедным шествием по земному шару. «Где Ленин?» — спрашивает Мартынов в стихотворении «Ленин» и отвечает: Ле­ нин — Там, где судьбы мирз Вершат народы на земле! Дело Ленина — дело революции — ассо­ циируется в его сознании с самыми свет­ лыми, самыми знаменательными примета­ ми времени. Ленинский проспект в Моск­ ве — это «добрый мир», который «недавно вышел из окопов» и который беззаветно любит поэт. Станция метрополитена «Ле­ нинские горы» — это великолепное инже­ нерное сооружение «меж небом и волной», которое осовременило московский пейзаж. В творческом плане Ленин для Мартыно­ ва — каждодневный пример исторической прозорливости, тщательного отбора, систе­ матизации и научного анализа фактов, «выловленных» из гущи бытия. Поэт, об­ ращаясь к собратьям по перу, напомина­ ет им, как Ленин умел читать свежие газе­ ты в Разливе, как он умел различать по­ ступь надвигающейся революции за скупы­ ми строчками сообщений. Внутренняя цельность поэзии Мартыно­ ва, стройность его философской концепции сказывается в том, что ленинская тема жи­ вет в нем как органически присущая ему тема, которая обогащает его представления о добром земном мире, о наших повседнев­ ных заботах и делах: «многое связано с именем Ленина — подвиги славные, ули­ цы главные...» И одновременно поэт дума­ ет о могуществе человеческого разума в космических масштабах, о будущем со­ циальном устройстве вселенной; здесь он вновь обращается к образу Ильича. Ленинские идеи бессмертны, ибо они ве­ дут человечество к торжеству справедливо­ го миропорядка, к выходу человечества в космос. Вот с этих позиций Леонид Мар­ тынов и оценивает дело Ленина — дело фе- волюции. Может быть,— говорит поэт,— ...Превратятся в понятья межзвездные Мысли и чувства Владимира Ленина, Те или эти его размышления, ' И для соседей по космосу ценные. . К прописям: Ленин и человечество Четко прибавится: Он и Вселенная. В Ленинской теме для Мартынова — все главное. Но красной строкой у него отме­ чена мысль, что дело Ленина —- дело рево­ люции — это «воплощенное народовла­ стие». Свидетель и участник претворения в жизнь, в действительность ленинского декрета, начинающегося словами «Вся власть принадлежит народу», он испытыва­ ет законную гордость, испытывает прилив патриотических чувств. Его современник, один из множества, один из всех, вооду­ шевленный этим ленинским декретом, стал творцом царства свободы, творцом нового общественного строя на земле. Ты не свидетель! Ты, как говорится, Виновник этих самых перемен. А поэтому ответственность каждого за судьбу народовластия, за судьбу револю­ ционных завоеваний, шире — за судьбу всеобщего мира, возрастает с каждым днем. Нет,— говорит поэт,— «не пьянею от собственной власти я, и нелюбезно мне слово династия». Это с одной стороны, но с другой — он различает землю в наростах и коростах, различает тот «радиоактивный остров в радиоактивном океане»,, который является символом термоядерной войны

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2