Сибирские огни № 03 - 1970
рование, ее основной нравственный и ин теллектуальный настрой. Эта личность — обобщенное «я» — выступает в публицисти ке Мартынова в разных обличиях, но всег да несет в себе заряд общественных и со циальных пристрастий поэта, «вбирает» в себя, концентрирует в себе лучшие свойст ва человека нового мира. Вот почему в тему советского первород ства легко и свободно входит другая те ма — тема пионеров науки, первооткрыва телей, новаторов, одержимых идеей, всех тех, кого Циолковский называл «забежни- ками». Им-то и посвящает Мартынов свои стихи. Одного за другим он открывает «прародителей» сегодняшних чудес науки, исследует гносеологию того или иного ин теллектуального завоевания. Поэт вспоми нает Михаила Филиппова, забытого потом ками, но еще в прошлом веке замыслив шего генератор света и предвосхитившего современный лазер. Он обращается к био графии А. А. Фридмана, создавшего неста ционарную модель вселенной, предопреде лившего развитие космологии в наши дни. Наконец, в Сергее Есенине его восхищает не только талант, но и поразительная твор ческая интуиция, умение мыслить в кос мических масштабах, думать о том, что нау ка только сегодня делает достоянием всех: о мире и антимире, о космосе как строи тельной площадке человечества и т. д. «Буря наших дней должна устремить и нас от сдвига наземного к сдвигу космо са»,— писал в 1918 году Сергей Есенин — современник Ленина, Циолковского и Эйн штейна. Отнюдь не случайно в стихах Мартынова вслед за словами поэта о ве личайшем наземном сдвиге и последующем за ним сдвиге в космическом пространстве возникают эти три имени. Как в мировой космонавтике Циолковский, как в мировой физике Эйнштейн, так в мировой политике В. И. Ленин — вершины духовного разви тия человечества, титаны научной мысли XX века. Имя Ленина стоит первым в этом ряду. Леонид Мартынов внес вклад в поэти ческую Лениниану, не только обращаясь к образу Ленина, но и устанавливая пря мую связь между тем л е н и н с к и м и подлинно революционным, что живет в нас, живет в делах и свершениях всего народа. Славное пятидесятилетие существования советского государства было ознаменовано этой жизненностью ленинских идей, их по бедным шествием по земному шару. «Где Ленин?» — спрашивает Мартынов в стихотворении «Ленин» и отвечает: Ле нин — Там, где судьбы мирз Вершат народы на земле! Дело Ленина — дело революции — ассо циируется в его сознании с самыми свет лыми, самыми знаменательными примета ми времени. Ленинский проспект в Моск ве — это «добрый мир», который «недавно вышел из окопов» и который беззаветно любит поэт. Станция метрополитена «Ле нинские горы» — это великолепное инже нерное сооружение «меж небом и волной», которое осовременило московский пейзаж. В творческом плане Ленин для Мартыно ва — каждодневный пример исторической прозорливости, тщательного отбора, систе матизации и научного анализа фактов, «выловленных» из гущи бытия. Поэт, об ращаясь к собратьям по перу, напомина ет им, как Ленин умел читать свежие газе ты в Разливе, как он умел различать по ступь надвигающейся революции за скупы ми строчками сообщений. Внутренняя цельность поэзии Мартыно ва, стройность его философской концепции сказывается в том, что ленинская тема жи вет в нем как органически присущая ему тема, которая обогащает его представления о добром земном мире, о наших повседнев ных заботах и делах: «многое связано с именем Ленина — подвиги славные, ули цы главные...» И одновременно поэт дума ет о могуществе человеческого разума в космических масштабах, о будущем со циальном устройстве вселенной; здесь он вновь обращается к образу Ильича. Ленинские идеи бессмертны, ибо они ве дут человечество к торжеству справедливо го миропорядка, к выходу человечества в космос. Вот с этих позиций Леонид Мар тынов и оценивает дело Ленина — дело фе- волюции. Может быть,— говорит поэт,— ...Превратятся в понятья межзвездные Мысли и чувства Владимира Ленина, Те или эти его размышления, ' И для соседей по космосу ценные. . К прописям: Ленин и человечество Четко прибавится: Он и Вселенная. В Ленинской теме для Мартынова — все главное. Но красной строкой у него отме чена мысль, что дело Ленина —- дело рево люции — это «воплощенное народовла стие». Свидетель и участник претворения в жизнь, в действительность ленинского декрета, начинающегося словами «Вся власть принадлежит народу», он испытыва ет законную гордость, испытывает прилив патриотических чувств. Его современник, один из множества, один из всех, вооду шевленный этим ленинским декретом, стал творцом царства свободы, творцом нового общественного строя на земле. Ты не свидетель! Ты, как говорится, Виновник этих самых перемен. А поэтому ответственность каждого за судьбу народовластия, за судьбу револю ционных завоеваний, шире — за судьбу всеобщего мира, возрастает с каждым днем. Нет,— говорит поэт,— «не пьянею от собственной власти я, и нелюбезно мне слово династия». Это с одной стороны, но с другой — он различает землю в наростах и коростах, различает тот «радиоактивный остров в радиоактивном океане»,, который является символом термоядерной войны
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2