Сибирские огни № 03 - 1970
■искусства; это свободное волеизъявление людей и раскрепощение личности, осво бождение ее от предрассудков прошлого, от невежества, от социального неравенст ва, насилия и зла, короче — это все то, что определило наш сегодняшний образ жизни, что сделало нас такими, какие мы есть сейчас. Мартынов синтезирует важнейшие эта пы становления советского строя, преобра жение России деревянной, санной и свеч ной в Россию индустриальную, он показы вает, откуда и что пошло, он идет к нача лу века, к тому исходному рубежу, когда «тресты и картели вертели, как хотели,4всю эту карусель», называемую Россией цар ской, Россией романовской. Эта дореволю ционная Русь вызывает в поэте чувства сложные, противоречивые, в которых одна ко нет ни умиления стариной, ни огульного охаивания дедовских порядков: Я не славянствую, не иноземствую, И не дворянствую я, и не земствую. , Россия дорога поэту неповторимостью исторического пути, многовековой борьбой народа за национальную независимость, дорога природой, искусством, живописью, обликом и душевными качествами . людей, ее населяющих. В этой России поэт живет «не по прописи, не по описи»,— это его ро дина, страна его отцов. Но поэт трезво оценивает все то, что напластовалось в на шем жизненном укладе перед Октябрем семнадцатого года, что было величием и унижением России, ее гордостью и ее бе дой. И в дни «исполненья желаний», в на ше время, его «не проймешь» стариной,— ведь «сколь, цтарина, не хорош твой ков шик холодного кваса», существо поэта,— говорит Мартынов,— всегда томило иное, томила мечта о металле и камне, о лампо вом электрическом свете, о дворцах науки, о земле, преображенной руками миллио нов. Только народовластие, только соци альная революция могла открыть просторы для творческого труда сограждан, решить проблемы нового политического и социаль ного устройства страны. И революция шла. она неодолимо приближалась: «ка зались пустяком и саботаж и фронда в сравненье с мужиком, упорно прущим с фронта». Так в лирике Мартынова вырисовывает ся образ революции, монументальный образ «Октября в распахнутой шинели», так ут верждается «буйная участь» его поколе ния — поколения энтузиастов, мечтателей, новаторов по природе своей. У самого поэ та, у его сверстников навсегда остался в кро ви и во плоти этот «ноябрьский снежок». Но важно отметить, "что в стихах, воссоздаю щих незабываемые страницы Октябрьского переворота, Мартынов постоянно обраща ется к молодым друзьям. Он воочию видит перед глазами молодежь страны Советов, видит тех юнцов, которые о революции зна ют из рассказов и книг, для которых Ок тябрь — это история. Вас не было, юнцы. Когда она настала —• На горе меньшинству И большинству на счастье. Настала наяву, Чтоб стать Советской властью! Мартынов поэтически воскрешает атмо сферу первых лет революции, ее победную поступь, неодолимую силу, высокий накал страстей. Его речь скупа, сжата, точна,— ритмическим строем, лаконичностью и де ловитостью она напоминает революцион ные лозунги и призывы, заголовки «огнен нопылких» изданий, броские «шапки» газет. Мартынову важно достичь предельной убедительности, даже документальности во всем увиденном и пережитом. Он пишет; Вс> 9 бразите Отрропь всесильных Вчера еще сановников надменных. Вообразите возвращенье ссыльных. Освобождение военнопленных... За тяжеловесной медлительностью сти ха скрывается юношеское ликование поэта, его одержимость, пронесенная сквозь годы, сохраненная навсегда. Поэт молодеет вместе с читателями, он слышит поступь де монстрантов, заново переживает ту рево люционную бурю, когда ликовала небы вало ...душа народа, вырвавшись на волю Из самого глубокого подполья... Революция для Мартынова прекрасна этим всенародным ликованием, этим «воль ным и дальным полетом» в грядущий день. Она живет не только в его памяти,— го рячий огонь «тех дней, в которые мы жили грядущим днем», озаряет его поэзию сегод ня. Благодаря революции взгляды и воз зрения его приобрели такой размах, а меч ты — такую свободу, что поэт и поныне ощущает, «чем он дышит, шар земной». Благодаря революции Мартынов стал со знательным и убежденным интернационали стом. Вспоминая отроческие годы, совпав шие с созреванием революционной ситуа ции в России, с перЕой мировой войной, вспоминая эшелоны военнопленных, про ходившие через Омск, он пишет: Там вдали, в глуши, в Сибири, На народ смотрел народ — В представлениях о мире Назревал переворст. Переворот, происходивший в умах и душах воюющих народов, утвердил интер национальное братство людей труда, высо ко взвил знамя интернационализма. Поэт присягает на верность этому знамени, при сягает на верность революционным завое ваниям Октября. Он поет человечестсо, свободное от расовых и религиозных рас прей, он вновь и вновь обращает к нему «простое воззванье земное: о люди, оставь те раздоры!..» Таким образом, в публицистической ли рике Мартынов обнажает корни советского первородства, раскрывает типические чер ты новой личности, показывает ее форми
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2