Сибирские огни № 03 - 1970

новые ощущения, новые ассоциативные за­ вязи и восприятия, как сближается худо­ жественное и научное мышление людей. •«Чувству шестому на смену, чувство седь­ мое, расти!» — восклицает он в стихотворе­ нии «Седьмое чувство». Искусством поэти­ ческого слова художник стремится уско­ рить ход событий, стать «катализатором» тех перемен, которые проистекают и в ма­ териальном мире и в духовной сфере жиз­ недеятельности человека. Ведь в этом что ни день, то новом мире «обновлены от бездны до вершин и вкус его, и запах, и -окраска». Обращаясь к своему современни­ ку, поэт говорит; Ты Не почитай Себя стоящим Только здесь вот, в сущем, В настоящем, А вообрази себя идущим На границе прошлого с грядущим. Самые отдаленные факты и явления .действительности поэт осваивает «седьмым чувством», рассматривает их в связи с их отношением к будущему. «...Вот почему,— пишет Б. Соловьев,— вещи возникают пе­ ред поэтом в новом свете, в движущемся потоке времени, словно омытые и строну­ тые им с места... И живут, кажется, не в трех измерениях, а еще и в четвертом — в измерении времени, оказывающемся та­ ки^ же реальным, как и три другие»1. В 1957 году Мартынов написал стихо­ творение «Будьте любезны, будьте желез­ ны!» — одно из лучших в новой поэтиче­ ской тетради. Развитие единого лирическо­ го переживания поэта, ставшее основой стихов, выявляет ряд ступеней, которые выглядят примерно так: где и в чем дол­ жен обрести внутреннюю мошь современ­ ный человек? Может быть, в старине: «быть деревянным коньком над строень­ ем»? Или в близости к природе: «сделаться ветром, ревущим зловеще... ведь ничего не придумаешь лучше»? Или в чем-нибудь ином? Скорость и только скорость определяет мощь человека, его господство над приро­ дой. Мартынов достигает великолепного пси­ хологического результата, когда дает от­ четливое представление о скоростях, сле­ довательно, и о могуществе человека в на­ стоящем и будущем. . Это Почти неподвижности мука — Мчаться куда-ю со скоростью звука. Зная прекрасно, что есть уже где-то Некто, Летящий Со скоростью Света! Создание фоторных ракет-мыслелетов, обладающих световой или даже сверхсвето­ вой скоростью,— пока что только в книгах ученых-фантастов. Но небывалое ощущение 1 Борис С о л о в ь е в . Чувство будущего, «Москва», 1964, Л *2 11, стр. 184. небывалых скоростей XX века — это наше ощущение. Прошло всего десять лет со вре­ мени написания стихов, как появились ма­ шины, свечой уходящие в зенит, меняющие в полете стреловидность крыла, превышаю­ щие в несколько раз скорость звука. Совет­ ские авиаконструкторы, вложившие в эти машины все лучшее, на что способна техни­ ческая мысль, ныне заняты созданием еще более совершенных и сверхскоростных ма­ шин. Вероятно, для летчиков-испытателей стало почти «мукой неподвижности» их фантастическое перемещение в пространст­ ве, ибо они знают о скоростях звездных братьев-к&смонавтов. Вот здесь-то и обнаруживается весьма характерная черта Мартынова: поэт берет такие временные категории, что даже ра­ кета — чудо инженерной, технической, на­ учной мысли — кажется ему «простой». Как на смену орбитальным полетам прихо­ дят полеты к другим небесным телам, так на смену ракетным системам наших дней неизбежно придут иные летательные аппа­ раты. Поэт психологически предугадал, предощутил «замедленность» времени в та­ ком космическом полете, «сокращенность» пространства, которое уже сейчас космо­ навтами ощущается по-иному, чем, предпо­ ложим, любым жителем земли. Мир поэзии Мартынова — это мир не­ обычайных превращений, перевоплощений, метаморфоз, мир невиданных прежде ско­ ростей, мир прямой и обратной причинной связи, короче говоря, мир, который во мно­ гом противоречит логике здравого смысла, как ей противоречит и общая теория отно­ сительности Эйнштейна. «Впрочем, челове­ чество на протяжении всей своей истории только и делает, что переоценивает свой «здравый смысл»,— сказал Главный Кон­ структор ракетных двигателей.— И то, что сегодня кажется абсурдом, завтра может стать реальностью»1. Это высказывание ученого в известной степени приложимо и к Мартынову, твор чество которого, как поэта «странного», долго не принималось литературной крити­ кой. «Здравый» смысл людей— это незна­ ние, принимаемое за -знание, это предрас­ судок, который есть не что иное, как «хо­ рошо усвоенное заблуждение» (академик* Г. Наан). Человек, ' не обладающий внут­ ренним стереометрическим зрением, не мо­ жет представить себе незамкнутой или бес­ конечной вселенной, обладающей общей от­ рицательной кривизной. Опираясь на свое незнание, на свои предрассудки, он отри­ цает возможность такого построения все^-. ленной. Человек, читающий и понимающий все «буквально», с точки зрения здравого смысла, не может стать сопереживателем, содругом, соавтором поэзии Леонида Мар­ тынова. На новом этапе творческого развития поэта все более и более занимает универ­ сальность и целостность мировых событий:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2