Сибирские огни № 03 - 1970
новые ощущения, новые ассоциативные за вязи и восприятия, как сближается худо жественное и научное мышление людей. •«Чувству шестому на смену, чувство седь мое, расти!» — восклицает он в стихотворе нии «Седьмое чувство». Искусством поэти ческого слова художник стремится уско рить ход событий, стать «катализатором» тех перемен, которые проистекают и в ма териальном мире и в духовной сфере жиз недеятельности человека. Ведь в этом что ни день, то новом мире «обновлены от бездны до вершин и вкус его, и запах, и -окраска». Обращаясь к своему современни ку, поэт говорит; Ты Не почитай Себя стоящим Только здесь вот, в сущем, В настоящем, А вообрази себя идущим На границе прошлого с грядущим. Самые отдаленные факты и явления .действительности поэт осваивает «седьмым чувством», рассматривает их в связи с их отношением к будущему. «...Вот почему,— пишет Б. Соловьев,— вещи возникают пе ред поэтом в новом свете, в движущемся потоке времени, словно омытые и строну тые им с места... И живут, кажется, не в трех измерениях, а еще и в четвертом — в измерении времени, оказывающемся та ки^ же реальным, как и три другие»1. В 1957 году Мартынов написал стихо творение «Будьте любезны, будьте желез ны!» — одно из лучших в новой поэтиче ской тетради. Развитие единого лирическо го переживания поэта, ставшее основой стихов, выявляет ряд ступеней, которые выглядят примерно так: где и в чем дол жен обрести внутреннюю мошь современ ный человек? Может быть, в старине: «быть деревянным коньком над строень ем»? Или в близости к природе: «сделаться ветром, ревущим зловеще... ведь ничего не придумаешь лучше»? Или в чем-нибудь ином? Скорость и только скорость определяет мощь человека, его господство над приро дой. Мартынов достигает великолепного пси хологического результата, когда дает от четливое представление о скоростях, сле довательно, и о могуществе человека в на стоящем и будущем. . Это Почти неподвижности мука — Мчаться куда-ю со скоростью звука. Зная прекрасно, что есть уже где-то Некто, Летящий Со скоростью Света! Создание фоторных ракет-мыслелетов, обладающих световой или даже сверхсвето вой скоростью,— пока что только в книгах ученых-фантастов. Но небывалое ощущение 1 Борис С о л о в ь е в . Чувство будущего, «Москва», 1964, Л *2 11, стр. 184. небывалых скоростей XX века — это наше ощущение. Прошло всего десять лет со вре мени написания стихов, как появились ма шины, свечой уходящие в зенит, меняющие в полете стреловидность крыла, превышаю щие в несколько раз скорость звука. Совет ские авиаконструкторы, вложившие в эти машины все лучшее, на что способна техни ческая мысль, ныне заняты созданием еще более совершенных и сверхскоростных ма шин. Вероятно, для летчиков-испытателей стало почти «мукой неподвижности» их фантастическое перемещение в пространст ве, ибо они знают о скоростях звездных братьев-к&смонавтов. Вот здесь-то и обнаруживается весьма характерная черта Мартынова: поэт берет такие временные категории, что даже ра кета — чудо инженерной, технической, на учной мысли — кажется ему «простой». Как на смену орбитальным полетам прихо дят полеты к другим небесным телам, так на смену ракетным системам наших дней неизбежно придут иные летательные аппа раты. Поэт психологически предугадал, предощутил «замедленность» времени в та ком космическом полете, «сокращенность» пространства, которое уже сейчас космо навтами ощущается по-иному, чем, предпо ложим, любым жителем земли. Мир поэзии Мартынова — это мир не обычайных превращений, перевоплощений, метаморфоз, мир невиданных прежде ско ростей, мир прямой и обратной причинной связи, короче говоря, мир, который во мно гом противоречит логике здравого смысла, как ей противоречит и общая теория отно сительности Эйнштейна. «Впрочем, челове чество на протяжении всей своей истории только и делает, что переоценивает свой «здравый смысл»,— сказал Главный Кон структор ракетных двигателей.— И то, что сегодня кажется абсурдом, завтра может стать реальностью»1. Это высказывание ученого в известной степени приложимо и к Мартынову, твор чество которого, как поэта «странного», долго не принималось литературной крити кой. «Здравый» смысл людей— это незна ние, принимаемое за -знание, это предрас судок, который есть не что иное, как «хо рошо усвоенное заблуждение» (академик* Г. Наан). Человек, ' не обладающий внут ренним стереометрическим зрением, не мо жет представить себе незамкнутой или бес конечной вселенной, обладающей общей от рицательной кривизной. Опираясь на свое незнание, на свои предрассудки, он отри цает возможность такого построения все^-. ленной. Человек, читающий и понимающий все «буквально», с точки зрения здравого смысла, не может стать сопереживателем, содругом, соавтором поэзии Леонида Мар тынова. На новом этапе творческого развития поэта все более и более занимает универ сальность и целостность мировых событий:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2