Сибирские огни № 03 - 1970

развития находятся в центре внимания по­ литэкономов, законы эстетического освоения действительности — в центре внимания эсте­ тиков и т. д. Если определить «внутреннее мощное пыланье», которое составляет душу поэзии Мартынова, то им будет движение. Поэт различает разнообразные формы движения, изменения, непокоя и в самой природе, и во вселенной, и во всех областях человеческой деятельности. Причем перемены, происходя­ щие повсеместно, чреваты переходом из од­ ного качественного состояния в другое. Взять его стихотворение «Листья»; между неподвижностью и внезапны^ вихревым полетом листьев есть мгновенная, мастерски запечатленная пауза: листья лежали на па­ нели, и «вдруг они осатанели», а затем, «изменив свою окраску, пустились в пляску, колдовские». «Весна стояла затяжная»,— так медли­ тельно, словно бы нехотя, начинаются дру­ гие'стихи. И вот перед нами возникает зри­ тельный образ этой затяжной весны, ее не­ померная протяженность во времени и про­ странстве: весна была похожа на лыжный след, который все тянется по снежной гла­ ди, «когда исчезнет, сам не зная». Затем, словно удар в колокол, словно сигнал к отправлению, следует решающее «но». Ри­ сунок стиха резко переменился,—одна де­ таль сменяет другую, уже «листва деревья покрывала поспешно со всего размаха», уже на циклопической арене земли яблони, «как кони в пене, встав на дыбы, так и оста­ лись...» Следует мгновенное равновесие про­ тивоборствующих сил, чтобы разрешиться торжествующей концовкой стиха: «И сразу наступило лето!» К этим переходам из одного качества в другое, к этому контрасту между статикой и кинетикой Мартынов прибегает охотно и часто. В своих обращениях к природе он выявляет все виды кинетической энергии — от легкого дуновения ветерка до вихря, тай­ фуна, шквала, от мертвенного покоя снегов до бурного половодья рек. Моторной частью стихотворения чаще всего служат разверну­ тые метафоры, в которых, как в оболочке ядро, заключено основное содержание сти­ хотворения. Мартынов одухотворяет мир живой и неживой природы при помощи этих развернутых метафор и тропов; при помо­ щи их он вводит читателей в круг техниче­ ских завоеваний нашего времени. Иначе ска­ зать, эти метафоры и тропы «технизируют» и очеловечивают вечные явления природы. Над полями промчался вихрь. Он мгновен­ но напомнил поэту о том, что связано с су­ ществованием человека, что вошло в его плоть и кровь, что стало его вторым «я»,— он ассоциировался с техникой XX ве­ ка. Этот полевой вихрь промчался так, «как будто бы, поджав стальные крылья, какая-то промчалась эскадрилья и, глухо взвыв, за горизонтом скрылась...» Где-то в Рузе и в Тарусе в предрассветной луго­ вой дреме смерчик «пронесется мимо, как мотоциклист», „ И взлетит от грома Мошек целый рой, Как с аэродрома, С дремы луговой 1 Стая голубей взмывает вверх и сверка­ ет стальным опереньем, словно звено сверх­ звуковых самолетов. Море под прожектор­ ным покровом «рычит ночами реактивных! ревом». Таких примеров можно привести множество. Они не только приближают ли­ рику природы к современному .восприятию, но и характеризуют все убыстряющийся ритм нашей жизни. Скорость — идол XX века. Скорость ме­ няет всю систему наших чувствований и восприятий. Мартынов постоянно ощущает это, впрочем-, как и множество других про­ заиков и поэтов. «Мы сегодня уже не пере­ мещаемся,— пишет Даниил Гранин,— мы просто попадаем из одного мира в другой, из одного континента в другой, за несколь­ ко минут мы оказываемся на высоте не­ скольких километров над землей... Мы получаем новую действительность вне­ запно». Внезапность получения новой действи­ тельности, парадоксальность внутренних состояний, резкость перехода из одного климатического пояса в другой,— все опре­ деляется сегодняшними средствами сооб­ щения, ускоренным ритмом нашего бытия. Мартынов живет этой внезапностью, конт­ растностью, стремительностью перемен: он — в них, как и они — в нем. Когда в го­ лубом небосводе сверхзвуковые самолеты преодолевают звуковой барьер,— словно удар грома раскалывается над зелеными, полями и лугами. Вы слышали. Вы видели. Почувствовали вы? Так следом за событьями Несется гул молвы. Теперь Не полагается О них предупреждать — Событья надвигаются Быстрей, чем можно ждать! Таким образом, Леонид Мартынов со­ временен не только техникой стиха, своими интонационным жестом, он современен ха­ рактером мышления, характером мировос­ приятия, меняющимся в соответствии с ме­ няющимся бытием. Его поэзия постоянно обогащается за счет наиновейших научных открытий, технических достижений, за счет развития философствующего чувства, все большей многоструктурности лирического «я». «Что делается в механике, и в химии, и в биологии» — он знает, ибо постоянно на­ ходится среди самих пытливых и вдумчи­ вых ценителей этих наук. Обращая взор вовнутрь «человеческого общественного естества», поэт по традиции не сетует на то, что нравственное, чувствен­ ное освоение мира отстает от технического прогресса, от социальной эволюции. Напро­ тив, он отмечает, как в соответствии с этим прогрессом в людях все «тоньше и тоньше становятся чувства», как нарождаются

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2