Сибирские огни № 03 - 1970

мадонн, черными масками негритянских дре- ворезов, полузакрытыми очами Христосов из Пермской государственной галереи: их ка­ менные подобия вы можете найти на подо­ коннике или на письменном столе; «лрасоз- нание» продирается в этих подобиях сквозь оболочку бытия, художник освободил его, явил миру о б р а з мира, очищенный от случайных напластований. А это и есть ис­ кусство! Вот почему дальнейший разговор о по­ эзии освещается особым светом, приобре­ тает особый смысл, когда вы уловили связь между «каменной болезнью» хозяина дома и тем сложным воплощением в слове самых неожиданных метаморфоз естества, свиде­ телем которого — и свидетелем восхищен­ ным! — вы становитесь в стенах его каби­ нета. Идет разговор о том, что в просторечии называется тайнами бытия. Усевшись в кресло и снова приняв излюбленную позу, Леонид Николаевич говорит: — Я уверен, что прасознание есть и во Вселённой. Послушайте.:. Стремительно пробегая- глазами только что отпечатанный на машинке текст, Леонид Мартынов скороговоркой читает стихи, чи­ тает как будто про себя и для себя, но читает для вас. Иногда он подымает пра­ вую руку и начинает вращать кистью, ин­ стинктивно стремясь подчеркнуть вихреоб­ разное движение стиха, его прихотливую ритмику. ч Сознанье есть во всей Вселенной —• Есть смысл и в стуже и в огне, В небесной молнии и в пенной, О скалы бьющейся волне. Осмысленность есть даже в птицах!.. В дальнейшем это стихотворение было опубликовано в журнале «Юность», идея его заключается в желании поэта увидеть, точнее — представить, жизнь людей глазами птиц, найти не только прямую («человек- природа»), но обратную («природа-чело­ век») причинную связь. Да и вся-то речь о прасознании в природе зашла как одна из посылок дальнейшего разговора о детерми­ нистическом, подлинно марксистском пони­ мании проблемы «человек и мир». — Я люблю эмбрионы или заготовки стихов,— говорит Леонид Николаевич.— Я люблю их потому, что иногда в стихотворе­ нии есть теза, но нет антитезы, не говоря уже о том диалектическом отрицании отри­ цания, которое должно венчать стихотворе­ ние в целом. Но вот проходит какое-то вре­ мя, что-то в тебе вызревает, накапливается, нарастает, и часто мелькнувшая — даже во сне! — строка придает стихотворению ту внутреннюю диалектичность, которая слу­ жит для меня синонимом законченности и завершенности. «Нет диалектики!» — так определяет поэт любимым словом неудавшееся стихо­ творение. «Нет диалектики»,^ это значит, что мысль не получила полного развития, а чувство — исхода, что процесс самопозна­ ния, процесс преодоления всего косного, инертного, привычного, что есть в человеке» не доведен до конца. «В собственном смысле диалектика,— говорил В. И,. Ленин,— есть изучение про­ тиворечия в самой сущности предметов». Так вот, постижение этого противоречия в самом предмете изображения и пред­ ставляет наибольшую трудность для худож­ ника, а не выстраивание тех или иных слов в стихотворный порядок. Если взять более широкие философские категории и, в частности, диалектическое познание мира, то Мартынову ближе всего, бесспорно, гегелевское положение о соеди­ нении абстрактных понятий «бытия» и. «ничто» в понятие «становление». Стремясь, выразить диалектику лирического «я» не » противоречии, не в отчуждении, а в слиянии с внешним миром и, тем самым, достаточно- выпукло, рельефно представить нам изме­ нения в психологии, во взглядах и воззре­ ниях людей, Мартынов ищет факты и при­ меры, которые показали бы нам, как из «эмбрионов», из отдельных догадок и про­ зрений развиваются сложнейшие концепции мира. Поэт отмечает их про себя и пора­ жается этим фактам, ежедневно приноси­ мым • газетами, радио, телевидением, жур­ нальными и книжными новинками, всей на­ учной информацией, вторгающейся в созна­ ние современного человека, подтвержда­ ющей положение о непрерывном и всеобщем ^процессе «становления» через. освоение огромного эмпирического материала, через отрицание отрицания. Когда-то для Коперника звезды помеща­ лись» на некой «сфере неподвижных звезд». Даже Кеплер в своей книге, «Сокращение ■коперниковой астрономии» помещал солнце в центре твердой звездной сферы, которая, по его убеждению, состояла «изо льда или из кристаллов». Открытие небесного купо­ л а — футляра из радиации — одно из самых поразительных астрономических открытий наших дней. Фактически человечество при­ близилось не только к гипотезам Коперни­ ка и Кеплера, но и к тому, что еще «давно- нащупал мечтатель древний»,— небесному пологу, окружающему землю. Мартынов де­ лает лирическое обобщение, он пишет, что людям «свойственно понять не сразу суть вещей и свода тусклое мерцанье отвергнуть, а затем принять, как отрицанье отрицания». Стихотворение* «Небесный купол» (196_) сознательно обращено к философским зако­ номерностям познания природы пешей и яв­ лений. Материалистическая диалектика для поэта — это и есть основа всякого подлин­ но научного мировоззрения. Как известно, главным предметом изуче­ ния естественных наук Ф. Энгельс считал материю в движении, различные формы движения материи. Так механика -изучает законы движения масс, физика— законы разнообразных форм молекулярного движе­ ния, биология — законы органического ми­ ра в движении Предметом изучения обще- ствеЯных наук также являются законы дви­ жения и развития: законы экономического»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2