Сибирские огни № 03 - 1970
мадонн, черными масками негритянских дре- ворезов, полузакрытыми очами Христосов из Пермской государственной галереи: их ка менные подобия вы можете найти на подо коннике или на письменном столе; «лрасоз- нание» продирается в этих подобиях сквозь оболочку бытия, художник освободил его, явил миру о б р а з мира, очищенный от случайных напластований. А это и есть ис кусство! Вот почему дальнейший разговор о по эзии освещается особым светом, приобре тает особый смысл, когда вы уловили связь между «каменной болезнью» хозяина дома и тем сложным воплощением в слове самых неожиданных метаморфоз естества, свиде телем которого — и свидетелем восхищен ным! — вы становитесь в стенах его каби нета. Идет разговор о том, что в просторечии называется тайнами бытия. Усевшись в кресло и снова приняв излюбленную позу, Леонид Николаевич говорит: — Я уверен, что прасознание есть и во Вселённой. Послушайте.:. Стремительно пробегая- глазами только что отпечатанный на машинке текст, Леонид Мартынов скороговоркой читает стихи, чи тает как будто про себя и для себя, но читает для вас. Иногда он подымает пра вую руку и начинает вращать кистью, ин стинктивно стремясь подчеркнуть вихреоб разное движение стиха, его прихотливую ритмику. ч Сознанье есть во всей Вселенной —• Есть смысл и в стуже и в огне, В небесной молнии и в пенной, О скалы бьющейся волне. Осмысленность есть даже в птицах!.. В дальнейшем это стихотворение было опубликовано в журнале «Юность», идея его заключается в желании поэта увидеть, точнее — представить, жизнь людей глазами птиц, найти не только прямую («человек- природа»), но обратную («природа-чело век») причинную связь. Да и вся-то речь о прасознании в природе зашла как одна из посылок дальнейшего разговора о детерми нистическом, подлинно марксистском пони мании проблемы «человек и мир». — Я люблю эмбрионы или заготовки стихов,— говорит Леонид Николаевич.— Я люблю их потому, что иногда в стихотворе нии есть теза, но нет антитезы, не говоря уже о том диалектическом отрицании отри цания, которое должно венчать стихотворе ние в целом. Но вот проходит какое-то вре мя, что-то в тебе вызревает, накапливается, нарастает, и часто мелькнувшая — даже во сне! — строка придает стихотворению ту внутреннюю диалектичность, которая слу жит для меня синонимом законченности и завершенности. «Нет диалектики!» — так определяет поэт любимым словом неудавшееся стихо творение. «Нет диалектики»,^ это значит, что мысль не получила полного развития, а чувство — исхода, что процесс самопозна ния, процесс преодоления всего косного, инертного, привычного, что есть в человеке» не доведен до конца. «В собственном смысле диалектика,— говорил В. И,. Ленин,— есть изучение про тиворечия в самой сущности предметов». Так вот, постижение этого противоречия в самом предмете изображения и пред ставляет наибольшую трудность для худож ника, а не выстраивание тех или иных слов в стихотворный порядок. Если взять более широкие философские категории и, в частности, диалектическое познание мира, то Мартынову ближе всего, бесспорно, гегелевское положение о соеди нении абстрактных понятий «бытия» и. «ничто» в понятие «становление». Стремясь, выразить диалектику лирического «я» не » противоречии, не в отчуждении, а в слиянии с внешним миром и, тем самым, достаточно- выпукло, рельефно представить нам изме нения в психологии, во взглядах и воззре ниях людей, Мартынов ищет факты и при меры, которые показали бы нам, как из «эмбрионов», из отдельных догадок и про зрений развиваются сложнейшие концепции мира. Поэт отмечает их про себя и пора жается этим фактам, ежедневно приноси мым • газетами, радио, телевидением, жур нальными и книжными новинками, всей на учной информацией, вторгающейся в созна ние современного человека, подтвержда ющей положение о непрерывном и всеобщем ^процессе «становления» через. освоение огромного эмпирического материала, через отрицание отрицания. Когда-то для Коперника звезды помеща лись» на некой «сфере неподвижных звезд». Даже Кеплер в своей книге, «Сокращение ■коперниковой астрономии» помещал солнце в центре твердой звездной сферы, которая, по его убеждению, состояла «изо льда или из кристаллов». Открытие небесного купо л а — футляра из радиации — одно из самых поразительных астрономических открытий наших дней. Фактически человечество при близилось не только к гипотезам Коперни ка и Кеплера, но и к тому, что еще «давно- нащупал мечтатель древний»,— небесному пологу, окружающему землю. Мартынов де лает лирическое обобщение, он пишет, что людям «свойственно понять не сразу суть вещей и свода тусклое мерцанье отвергнуть, а затем принять, как отрицанье отрицания». Стихотворение* «Небесный купол» (196_) сознательно обращено к философским зако номерностям познания природы пешей и яв лений. Материалистическая диалектика для поэта — это и есть основа всякого подлин но научного мировоззрения. Как известно, главным предметом изуче ния естественных наук Ф. Энгельс считал материю в движении, различные формы движения материи. Так механика -изучает законы движения масс, физика— законы разнообразных форм молекулярного движе ния, биология — законы органического ми ра в движении Предметом изучения обще- ствеЯных наук также являются законы дви жения и развития: законы экономического»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2