Сибирские огни № 03 - 1970
яу и народный сказ, который становится его ведущим жанром. Стихотворные публика ции Мартынова были собраны в две не большие книжки стихов: «За Родину» (1941) и «Мы придем» (1942). Лучшим же публицистическим выступлением поэта стал очерк «Лукоморье», напечатанный в газете «Красная звезда» 16 сентября 1942 года. Самым крупным выступлением Л. Мар тынова в годы войны был его сборник «Жар-цвет» (Омгиз, 1944). Поэт и раньше видел свое призвание в том, чтобы писать «о старой славе и о новой славе больших и малых наших городов» И он писал со свойственным ему размахом о старой славе Козельска и Можайска,- Тары и Березова. Правда, в рассказе о новой славе этих ста Голос природы — Я верю в прасознание природы... Леонид Николаевич сидит в кресле, от кинувшись на спинку, вытянув перед собой ноги. Коричневая— любимого цвета — ру башка распахнута на груди. В нем нет ни чего от кабинетного затворника, от ученого педанта, каковым можно было бы его пред ставить, вообразить себе, не зная лично, а видя только эти сплошные ряды полок, до потолка забитые книгами (история древних веков, история революций, физика, космоло гия, экология, геогигиена), эти словари, эти искусствоведческие издания, вообще весь этот уютный кабинет в его квартире на Ло моносовском проспекте, где поэт живет до вольно-таки давно. Его волосы, словно опаленные зноем пус тынь, его белесые брови, из-под которых пристально мерцают глаза, его готовность оставить любимую позу, ринуться к две рям,— туда, на проспект, в уличную тол чею,— все напоминает в нем человека, не давно вернувшегося из плаванья, из поезд ки, из полета, из какой-то дальней дали, неведомой нам, обитателям городских квар талов, но ведомой ему, путешественнику, землепроходцу, жителю земных просторов. От жадности моей мне нет спасенья, Я очень беспокойный человек. Пусть в словах сквозит едва заметная самоирония, но ведь еще раньше было ска зано им самим- «смерчевидный человек», да и сейчас, перед вашими глазами, Леонид Ни колаевич даже в этой свободной позе, даже во время этого дружеского разговора все время внутренне неспокоен, подвижен, как неспокойна и подвижна ртуть. — Смотрите! — он уже схватил с подо конника, на котором россыпью лежат кам ни, один из них, поднял на уровень глаз, заж ал в руке острые грани и поворачивает ринных городов и посадов было немало стихотворных прописей, беглых строк, вро де таких, что, мол, ныне, в годы войны, в наших северных поселениях «выросли разом дома-терема, дворцы, что не выдумать луч ше». Н"ичего принципиально нового в поэ зии Мартынова не несли и его древне-сла вянские предания о цветущем под Иванову ночь ужевнике. Язык сказа, давшего назва ние всей книги, был необычайно вычурным и усложненным. Однако то лучшее, что Мартынову уда лось воплотить в публицистике военных лет и, в частности, в очерке «Лукоморье», он сумел выразить в стихах, балладах и героических сказах, составляющих его поэ тический сборник «Лукоморье» (1945). * Нет, если видеть только то, что зримо. Весь мир намного кажется бедней. в разные стороны так, чтобы вы увидели то, что видит он сам, чтобы вы испытали та кое же торжество, такое же изумление, ка кое не перестает испытывать владелец этого камня, найденного где-то на полях Подмос ковья.— Это еж! Это превосходный еж! А вот это.— демонстрируется следующая находка,— первобытная мадонна. Сколько скорби в ее опущенных плечах! Сколько динамики в наклоне головы!.. Ну, а это,— вы подошли к высокому столику.— Узнае те? Профиль человека... Узнали? Но это и бык, тот самый бык, в которого перевопло тился Зевс, чтобы похитить Европу! Помимо воли вы захвачены, увлечены этим угадыванием, узнаванием, этим вне запным превращением обыкновенных облом ков камней, кусков породы, наплывов бето на во что-то диковинное, фантастическое, но вместе с тем и до удивления похожее на «ежа», на. «мадонну», на «Зевса», похи тившего Европу. И только теперь вы заме чаете, как много в этом просторном каби нете камней,— они лежат повсюду, они со перничают с книгами, тесЦят их, громоглас но заявляют о себе, даже кричат из каж дого угла, с каждой книжной полки. Вы поддаетесь воодушевлению владельца сокро вищ. собранных на берегах подмосковной Истры, в Крыму, в Прибалтике, вы чув ствуете. что кроется в них что-то мощное, но одновременно и беспомощное, что-то из начальное, древнее, как будто даже пред- человечное, но желающее «выдраться» из глубины камней, из грубой оболочки, ска зать о себе, взглянуть на вас осознанным взглядом. Во всем вы замечаете теперь по следовательность хозяина дома, его стрем ление найти непредвиденный изгиб, неожи данную линию, необыкновенны^ профиль. И прекрасные иллюстрированные издания, десятки изданий смотрят на нас глазами
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2