Сибирские огни № 03 - 1970
художественном преломлении, что лубоч ные, поверхностные аналогии, по сути дела, не увеличивали, а снижали поэтическую и эстетическую значимость произведений на темы героического прошлого страны. В связи с выходом второго издания поэм в «Библиотеке сибирской поэзии» (1964) и третьего — в двухтомнике «Стихотворения и поэмы», в литературной периодике поя вились новые статьи, рецензии. Но характер статей и рецензий теперь был иной. «Поэт словно бы ворожит над этими летописями, пытаясь наладить «связь времен», веруя, что ■прошлое не умирает, продолжает жить на ряду с настоящим, превращаясь в буду щее»’ (А. Марченко). Фантазия Мартынова «переносит читателя в разные страны и эпохи, преодолевая время и пространство с непринужденностью личного свидетельст ва, раскрывая давний мир страстей и жела ний, созвучных нашему времени»1 2 (Ал. % Михайлов). «Большой поэт не «разрабаты вает» тем, он чувствует связь вещей, и к чему бы ни обращался он в своем творчест ве,— выворачивая каменья, творит здание мира. Так поступает и Леонид Мартынов»3 {С. Орлов). Наконец, Сергей Залыгин наи более полно раскрывает принцип взаимо связи прошлого и настоящего в историче ских поэмах Мартынова. Залыгин отмечает, что в этих поэмах, помимо перечисленных действующих лиц, есть еще одно действую щее лицо. Какое? Это — современность, со временная точка зрения автора на истори ческие события. Напротив, в поэмах, близ ких к нашему времени, таким действующим лицом выступает историзм, т. е. отступления в прошлое, суждения о настоящем с точки зрения истории. «Поэтому,— пишет Залы гин,— и в этом, и в другом случаях мы улавливаем смысл событий не только как таковых, но и в общей цепи их развития, в Общей их связи»4 Как видим, современная критика подо шла ближе к идее диалектической взаимо зависимости, идее взаимной соподчиненно- сти, всеобщей причинности, которая легла в ■основу поэм Мартынова и которую он опре делил как «взаимосвязь прошлого, настоя щего и будущего». Детерминизм взглядов Мартынова обна руживается и в этом взаимосцеплении эпох и событий, и в отрицании слепого случая, фатума, рока в судьбе героев, и в полемике с квиетизмом — проповедью полной -бездея тельности человека перед лицом неблаго приятных обстоятельств. Мартынов отвергает безысходные фило софские концепции, обрекающие человека на духовное прозябание, на неизменность 1 А, М а р ч е н к о Историограф Лукоморья. «Литературная Россия», 1965, № 2!, стр. 15. 8 Ал. М и х а й л о в Право первородства. «Труд», 1966; № 58, стр. 3. * Сергей О р л о в . Высота позии. «Литера турная газета». 1966, № 4, стр. 3. 4 С. З а л ы г и н . Поэтическая история Сиби ри. В кн.: «Леонид Мартынов. Поэмы», Новоси бирск, 1964. стр. 17, ----- -----------------— ______ его сущности, его сознания. Исследуя при чины и следствия как звенья в общей це пи, он не исключает, а, напротив, выделяет активное,- волевое начало в человеке, стрем ление человека подчинить себе обстоятель ства, высвободиться из пут невежества, хан жества, лжи. «Вся поэзия Леонида Марты нова,— отмечает Е. Осетров,— связана с исконной особенностью нашей отечественной литературы —с поисками правды»1. А правда в понимании Мартынова — всегда свобода, всегда раскрепощение лич ности, всегда духовное и нравственное оздо ровление людей. Искатель лучшей доли — вот основной герой творчества Леонида Мартынова. Его поэмы и показывают сложную «спиралевид ную» форму развития личности, общества в целом именно в этом направлении — в на правлении раскрепощения личности и обще ства от темных сил прошлого... Пафос поэзии Леонида Мартынова во енных лет, ее тематика, образная и метафо рическая система явились развитием, иногда вариацией главных тем и образов его творче ства предвоенных лет. Внутренне Мартынов был уже отмобилизован, был готов к неми нуемой схватке с фашизмом. 24 июня 1941 года в «Омской правде» он публикует стихотворение «Мы встали за отечество», а еще через четыре дня — новые стихи «За Родину!», начало которых напоминало сти хотворный набат: «Пора! Настал тревож ный час!». Эти первые военные отклики Мартыно ва показали, что вражеское нашествие он воспринял как смертельную угрозу нашим духовным богатствам, сбереженным, приум ноженным народом за многовековую исто рию русской земли, что немецкие захватчи ки,— как гневно и страстно клеймил поэт,— «мечтают превратить сейчас культуру в пе пел, наши песни — в стоны». Поэт понимал, что защита страны— это защита истории, культуры, языка, всего, что характеризует облик народа, выражает образ его мышле ния и чувствования, его психический склад. Защита страны — это защита наших родст венных связей и взаимосвязей с другими народами, это защита нашего места под солнцем, нашего права владеть недрами, водами, лесами, всеми сказочными дарами земли. Теперь, когда было дорого каждое уси лие, способствовавшее победе на фронте, Леонид Мартынов немедленно берется за перо сатирика и публициста. Десятки и де сятки стихотворных подписей он сделал к рисункам художников Лещинского, Цента- ровского и других, оформлявших омские «Окна ТАСС». Поэт охотно брался за пуб лицистику, сатиру, красноармейскую песню, частушку, ««страдание», раек, побывальщи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2