Сибирские огни № 03 - 1970
отмечает поэт и с каждой строкой все сво боднее использует библейскую символику. Теперь Лощилич, в отрепьях, с обгорелой бородой, изможденный голодом и работой, воистину похож на выходца из ада. Как и все рабы капиталя, пролетарии порефор менной России, он возводит современные вавилоны и капища для богачей. Как и все рабы капитала, он ненавидит господ и хо зяев жизни. Библеизмы в его речах — это привычная форма выражения мыслей и чувств, сущность же этих мыслей и чувств, всего мироощущения искателя рая резко изменилась: «Мартын томился, точно греш ник в пекле, но все же ликовал, как сата на». Раньше этого злобного ликования у простодушного, по-детски наивного искате ля райских кущ не было. Угрозой сонму притеснителей, лихоимцев, неправедных су дей звучат и заключительные строфы поэмы:- Свое возьмем! —он повторял зловеще.—На то от бога сила нам дана! — И в жаркой печи, словно в адской пещи, мятеж ный ухмылялся сатана! Успех поэм был очевидным и бесспор ным. Со дня выхода их в свет к Мартыно ву пришла известность, пришло прочное, уважительное признание его таланта, кото рое вначале распространилось в поэтиче ской среде, а затем охватило широкие слои читателей. Критика отмечала прежде всего чувство истории автора. У Мартынова «есть трагизм и настоящее чувство истории» (К. Симо нов). «У Мартынова свой подход к истори ческой теме, свое особое чувство истории» (С. Кара). «Леонид Мартынов дает в своих стихах новое ощущение истории» (Аа. Ольхон). Критиков волновал и более частный воп рос: как, каким образом и в историческом жанре Мартынов остается современным поэтом? В чем современность и новизна его повестей? Наиболее точный ответ на этот вопрос содержится в статье К. Симонова, опубли кованной в «Литературной газете». Констан тин Симонов — в те годы молодой поэт, ав тор недавно напечатанной исторической поэмы «Суворов» — едва ли не пристрастнее, самокритичнее всех разобрал мартыновские повести и сказы. «Мартынов,— писал он,— вообще иначе чувствует историю, чем большинство нас, писателей... Мы искали самых прямых ассо циаций, самых напрашивающихся перекли чек Если это XIV век — так непременно Мамаево побоище, если XVII век — так Минин и Пожарский, если XVIII век — Су воров. Но сейчас пришло время более глубокого, более пристального любовного отношения к истории»1, К. Симонов обосновал закономерность, внутреннюю необходимость для художника перекличек его сегодняшних ощущений, на- строений, мыслей с ощущением, настроешь- ем, мыслями тех отдаленных лет, в которых: он на время хочет расположиться, как пи сал К. Симонов, «со всем своим скарбом». Но от этих внутренних перекличек, от ощущения исторической темы как личного' переживания до поверхностных, подчас лу бочных аналогий,— заключал автор статьи»— очень большое расстояние. И теперь, спустя десятилетия, нельзя не присоединиться к этому суждению К. Си монова. В историческом произведении современ ность должна «подразумеваться» художни ком, но не вводиться на историческую сцену в «естестве» и «во плоти». Взгляд из прош лого помогает художнику определить скры тые процессы, происходящие в современно сти, выявить события и лица, концентри рующие в себе Время, но о внешнем харак тере или свойстве этих событий и этих лип ему нет надобности говорить,— они каждо му памятны и очевидны. Так, в «Домотканой Венере» Мартынов лишь подразумевает небывалые достижения науки в наши дни, науки, которая стано вится «нервной системой планеты». Тем су щественнее его мысль, что наука была спо собна озарить бытие человека и столетия назад и тогда поднять на ступень выше его духовное, нравственное развитие. Однако самое тщательное соблюдение исторической достоверности, любая «дань истории» не спасет положения дел, если в произведении будут «выпирать» поверхно стные аналогии, если они окажутся излиш не подчеркнутыми художником. В таком произведении не останется ни истории, ни современности, а будут лишь намеки и «применения», если вспомнить здесь пуш кинское словцо. При редактировании поэм, при подго товке их к отдельному изданию Мартынов вычеркивал как раз те места,, где слишком навязчиво обнаруживались подобные анало гии, где возникала опасность модернизации взглядов, чувств, настроений, всего внут реннего облика героев. Среди исключительных по единодушию отзывов на поэмы Мартынова'в конце трид цатых годов намечается одна интересная тенденция. Основной упор в этих отзывах делается на личность поэта, который су мел самоопределиться и в исторической те ме, сумел выразить личное ощущение исто рии и современности. Для критики тридцатых годов весьма су щественным оказалось то обстоятельство, что поэмы Мартынова противостояли мно гим обезличенным произведениям, в кото рых с поразительной «ловкостью и злобо дневно-юбилейной расторопностью заменя лось чувство истории стремлением «отклик нуться»1. Для критики тридцатых годов было важно, что идеи народного патриотиз ма могут быть выражены в сложнейшем 1 С. К а р а . Леонид Мартынов. Стихи н поэ мы. «Звезда», 1940, № 1, стр. 174.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2