Сибирские огни № 03 - 1970

В угоду спекулятору Антону девушка- ■•гоболянка превратилась в многоликий пер­ сонаж эпохи французского классицизма. Но она не хочет, не может забыть свою «рус­ скую природу», свое национальное «я». «Русская природа» чувствуется в этом стра­ стном и решительном характере, чувствует­ ся в отце, непреклонном ратмане магистра­ та, в Лушке-лудилыцице, в безымянных мастерицах, в любознательных и просто­ душных жителях Тобольска. Народность произведения, немыслимая в эпоху карам- зииизма, делает его созвучным нашему вре­ мени. Автор поэмы утверждает непреходя­ щие художественные ценности, сработан­ ные в слезах, в муках, но являющие миру, как душевно богат и талантлив русский че­ ловек. Необыкновенная красота тоболянки для поэта — выше красоты прославленных героинь древнего Мира, эпохи ' позднего классицизма. Нет, он не идеализирует же­ стокий и расчетливый восемнадцатый век, век абсолютизма. Красота тобольской Ве­ неры принесена в жертву низменным стра­ стям, красота гибнет бессмысленно и бес­ цельно, и только домотканые ковры способ­ ны донести отблеск Этой красоты до наших дней. Слова Мартынова о потерянном и вновь обретаемом Лукоморье как главной теме ■его поэзии, бесспорно, определяют эволюцию его взглядов Реально потерянное, забытое в старинных хрониках Лукоморье — лири- ‘ческий провозвестник его поэм. Лукоморье обретается лирическим героем по мере при­ ближения к нашей современности, к нашим дням. В этом движении, в этом саморазви­ тии Мартынов рассматривает чувство роди­ ны у героев своих поэм, выверяет его в разных исторических плоскостях, высвечи­ вает с разных точек зрения. В поэме «Искатель рая» художник обра­ тился к семейным преданиям, к рассказам о предке Лощилине, пришедшем в Семи­ речье откуда-то из-под Мурома. Мартын Лощилин — неутомимый странник и офеня- коробейник— волновал поэта с юношеских лет. В 1925 году в журнале «Сибирь» было опубликовано стихотворение «Предок», в котором, в частности, говорилось: ’Зачем пришел из-за речных извилин € узлом добра и молодой женой Суровый предок мой Мартын Лощилин? — Об этом знают лишь пески и зной. Эта поэтическа: заявка на тему «иска­ теля рая», искателя благодатной, праведной земли идаеет мало, общего с одноименной ■поэмой, написанной в 1937 году. Но важна тематическая последовательность Мартыно­ ва. его умение «удерживать вниманье дол­ гих дум», его постепенное с годами накоп­ ление творческого материала. В «Искателе рая» поэт постарался «за­ глянуть в себя, чтобы увидеть окружаю­ щих», заглянуть в прошлое, чтобы понять, чем Мартын Лощилин от него отличается и чем он на него похож, т. е. определить родство и отличие в мироощущении, в ми­ ровосприятии. Переселившись теперь уже в XIX век, Мартынов не избегал этих внут­ ренних перекличек, а, наоборот, настойчи­ во их подчеркивал. «Мартын Лощилин,— читаем в статье К. Симонова,— вполне че­ ловек своего времени... но заслуга автора в том, что он сделал в своем герое какими- то особенно заметными, особенно привлека­ тельными те черты и свойства, которые нам сейчас дороги в человеке»1. Лощилин возлюбил волю и возмечтал страстно о «земном рае», об утопическом миропорядке, которого еще нет, но кото­ рый должен быть. Действие поэмы начи­ нается в 1863 году, вскоре после освобож­ дения крестьян от крепостной зависимости, когда переселенческое движение охватило большую часть России и породило немало легенд, побывальщин о землях вольных хлебопашцев. Мартын Лощилин — разно­ чинец по своему положению — одну за дру­ гой отвергает легенды о собственно кресть­ янском «рае». Он отвергает кержацкий «пушной Эдем, еловый Парадиз», «рай» ре­ лигиозного фанатизма, сытости, одичания нравов. «Убег.ваш рай»,— шептал он, пре­ зирая. Не этот рай искал он на земле». Глух коробейник и к мечте о некоем патри­ архальном крестьянском государстве, в ко­ тором правит «святой старик, епископ Иоанн». Жизненный опыт подсказывает Ло- щилину, что сословное и имущественное не­ равенство порождает насилие, неправду, зло, что в «святых» землях за Евфратом и в каменистых предгориях Памира «рабы по­ всюду слабы, а господа везде свирепы суть». Но собственные идеалы Лощилина отли­ чаются такой же расплывчатостью и неопре­ деленностью. «Он смутно грезил раем»,— замечает поэт. Лощилин искал землю, где всем была бы дарована настоящая воля и где всякий человек являлся бы хозяином плодов и злаков, всех долин и рек. Но осо­ бенно для автора важен патриотический пафос его мечтаний. «Я счастлив быть на родине мечтаю! В родной стране я рай найти хочу!» — с неизменной страстью пов­ торяет коробейник. Его горячий патриотизм лишен какой-либо националистической окраски. Мартын Лощилин мечтает найти земной Эдем в родной стране, однако по­ ясняет: «О счастье всех народов я замыш­ ляю, скромный человек». , Герой ищет земной рай, а обретает ад,— вот парадоксальный ход мысли поэта. Од­ нако в парадоксальности, в абсурдности этой мысли была историческая закономер­ ность. Подобно сотйям разорившихся кре­ стьян, страстно и наивно веривших в «пра­ ведную книгу» и «праведную землю», коро­ бейник нашел приют в сарае для обжига кирпича. «Приют сей вовсе не был ветро- градом, а здесь скорей попахивало адом»,—

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2