Сибирские огни № 03 - 1970
В угоду спекулятору Антону девушка- ■•гоболянка превратилась в многоликий пер сонаж эпохи французского классицизма. Но она не хочет, не может забыть свою «рус скую природу», свое национальное «я». «Русская природа» чувствуется в этом стра стном и решительном характере, чувствует ся в отце, непреклонном ратмане магистра та, в Лушке-лудилыцице, в безымянных мастерицах, в любознательных и просто душных жителях Тобольска. Народность произведения, немыслимая в эпоху карам- зииизма, делает его созвучным нашему вре мени. Автор поэмы утверждает непреходя щие художественные ценности, сработан ные в слезах, в муках, но являющие миру, как душевно богат и талантлив русский че ловек. Необыкновенная красота тоболянки для поэта — выше красоты прославленных героинь древнего Мира, эпохи ' позднего классицизма. Нет, он не идеализирует же стокий и расчетливый восемнадцатый век, век абсолютизма. Красота тобольской Ве неры принесена в жертву низменным стра стям, красота гибнет бессмысленно и бес цельно, и только домотканые ковры способ ны донести отблеск Этой красоты до наших дней. Слова Мартынова о потерянном и вновь обретаемом Лукоморье как главной теме ■его поэзии, бесспорно, определяют эволюцию его взглядов Реально потерянное, забытое в старинных хрониках Лукоморье — лири- ‘ческий провозвестник его поэм. Лукоморье обретается лирическим героем по мере при ближения к нашей современности, к нашим дням. В этом движении, в этом саморазви тии Мартынов рассматривает чувство роди ны у героев своих поэм, выверяет его в разных исторических плоскостях, высвечи вает с разных точек зрения. В поэме «Искатель рая» художник обра тился к семейным преданиям, к рассказам о предке Лощилине, пришедшем в Семи речье откуда-то из-под Мурома. Мартын Лощилин — неутомимый странник и офеня- коробейник— волновал поэта с юношеских лет. В 1925 году в журнале «Сибирь» было опубликовано стихотворение «Предок», в котором, в частности, говорилось: ’Зачем пришел из-за речных извилин € узлом добра и молодой женой Суровый предок мой Мартын Лощилин? — Об этом знают лишь пески и зной. Эта поэтическа: заявка на тему «иска теля рая», искателя благодатной, праведной земли идаеет мало, общего с одноименной ■поэмой, написанной в 1937 году. Но важна тематическая последовательность Мартыно ва. его умение «удерживать вниманье дол гих дум», его постепенное с годами накоп ление творческого материала. В «Искателе рая» поэт постарался «за глянуть в себя, чтобы увидеть окружаю щих», заглянуть в прошлое, чтобы понять, чем Мартын Лощилин от него отличается и чем он на него похож, т. е. определить родство и отличие в мироощущении, в ми ровосприятии. Переселившись теперь уже в XIX век, Мартынов не избегал этих внут ренних перекличек, а, наоборот, настойчи во их подчеркивал. «Мартын Лощилин,— читаем в статье К. Симонова,— вполне че ловек своего времени... но заслуга автора в том, что он сделал в своем герое какими- то особенно заметными, особенно привлека тельными те черты и свойства, которые нам сейчас дороги в человеке»1. Лощилин возлюбил волю и возмечтал страстно о «земном рае», об утопическом миропорядке, которого еще нет, но кото рый должен быть. Действие поэмы начи нается в 1863 году, вскоре после освобож дения крестьян от крепостной зависимости, когда переселенческое движение охватило большую часть России и породило немало легенд, побывальщин о землях вольных хлебопашцев. Мартын Лощилин — разно чинец по своему положению — одну за дру гой отвергает легенды о собственно кресть янском «рае». Он отвергает кержацкий «пушной Эдем, еловый Парадиз», «рай» ре лигиозного фанатизма, сытости, одичания нравов. «Убег.ваш рай»,— шептал он, пре зирая. Не этот рай искал он на земле». Глух коробейник и к мечте о некоем патри архальном крестьянском государстве, в ко тором правит «святой старик, епископ Иоанн». Жизненный опыт подсказывает Ло- щилину, что сословное и имущественное не равенство порождает насилие, неправду, зло, что в «святых» землях за Евфратом и в каменистых предгориях Памира «рабы по всюду слабы, а господа везде свирепы суть». Но собственные идеалы Лощилина отли чаются такой же расплывчатостью и неопре деленностью. «Он смутно грезил раем»,— замечает поэт. Лощилин искал землю, где всем была бы дарована настоящая воля и где всякий человек являлся бы хозяином плодов и злаков, всех долин и рек. Но осо бенно для автора важен патриотический пафос его мечтаний. «Я счастлив быть на родине мечтаю! В родной стране я рай найти хочу!» — с неизменной страстью пов торяет коробейник. Его горячий патриотизм лишен какой-либо националистической окраски. Мартын Лощилин мечтает найти земной Эдем в родной стране, однако по ясняет: «О счастье всех народов я замыш ляю, скромный человек». , Герой ищет земной рай, а обретает ад,— вот парадоксальный ход мысли поэта. Од нако в парадоксальности, в абсурдности этой мысли была историческая закономер ность. Подобно сотйям разорившихся кре стьян, страстно и наивно веривших в «пра ведную книгу» и «праведную землю», коро бейник нашел приют в сарае для обжига кирпича. «Приют сей вовсе не был ветро- градом, а здесь скорей попахивало адом»,—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2