Сибирские огни № 03 - 1970
ствительность смешалась с вымыслом», как в известных стихах о Лукоморье. Исторические хроники Сибири дали ему полную возможность для совмещения, точ нее — взаимообогащения, действительности и вымысла. Но в эпических произведениях поэт добивается уже не деформации реа лий, а высокой степени их обобщения. И в этом второе отличие поэм Мартынова от его лирических ' произведений. Поэт «сгу щает» до символа исторические подробности, подчас предельно обобщает духовный об лик своих героев. Именно высокая степень обобщения, концентрации реального содер жания и является одной из примет худо жественного символа. Символ, по словам Гегеля, по природе своей находится посередине между поня тием и природным явлением: с одной сторо ны, он тяготеет к природному явлению, а с другой — обнаруживает свойства понятия, т. е. обобщающие свойства человеческого сознания. Эта двойственная сущность сим вола, его, по определению Гегеля, двусмыс ленность четко обнаруживается хотя бы в такой реалии «^венькая», как шрифт из гарнизонной печатни. Свинцовый шрифт был похищен Увенькаем и привезен в Баян- Аул. Это — его баранта, его добыча. В та ком смысле шрифт — лишь деталь поэмы, в* таком смысле он «тяготеет» к природно му явлению. Но Мартынов дает понять, что одновременно это и символ Слова: в руках правителя канцелярии Слово служит угне тению степных народов, ибо напечатанные в омской крепости указы и манифесты — средство угнетения и закрепощения кочев ников. Когда же «кузней воинственный в огне свинцовый тяжкий шрифт распла вил»,— Слово превратилось в пулю, в ору жие, в средство борьбы восставших за сво боду и независимость. В этом смысле ли теры из омской печатни обнаруживают свойства понятия, обобщающего умозаклю чения поэта. Еще более многослойно проявляется символика в поэме «Домотканая Венера», написанной от имени девушки-тоболянки. По форме поэма представляет собою «пись ма» или записки героини, сохранившиеся среди старых бумаг и как бы случайно об наруженные автором. Форма «писем», дневниковых записей была излюбленным жанром писателей-сен- <тименталистов и процветала в конце ''ДУШ — начале XIX века Леонид Марты нов учел стилевые приметы сентименталь ного направления, например, повести «Бед ная Лиза» Н. М. Карамзина. Но, конкретно разрабатывая стилистику всей поэмы, Лео нид Мартынов попытался сплавить «алек сандрийский стих» или «александрины», вве денные в русскую поэзию Сумароковым и Херасковым, с народными плачами, причи таниями, заговорами. В этом сложном клю че решалась автором вся поэма. ...1761 год. В астрономии этот год из вестен как год прохождения Венеры через солнечный диск. Событие, имеющее весьма малое касательство к заботам горожан, всполошило славный город Тобольск по причине приезда в город знаменитого путе шественника и астронома Шаппа Дотеро- ша. Ученый аббат прибыл из Парижа по приказу короля наблюдать небесное явле ние, а затем описать его. Последствия при езда Дотероша оказались трагическими для влюбившейся в него дочери ратмана, про званной за свою необыкновенную красоту тобольской Венерой. Как и все горожане, девушка захвачена невиданным зрелищем — прохождением Венеры через солнечный, диск. Что вижу я? Ничто! Лишь солнечную мглу. Ах! Словно чья-то тень проходит по стеклу. Ах, черная! Ах, пламень вспыхнул красный! Не девы ль силуэт вдруг вижу я неясный? Конечно, Венус то! Необыкновенность происходящего в не бесных сферах как бы дополняет необыкно венность происходящего в героине, в ее внутреннем мире. Правда, на городском валу, да и позднее, она одинока в этих сво их видениях и грезах. Если для героини Венера принимает фантастический облик прекрасной девы, то живописец Антон в оптическую трубу видит всего-навсего «ка- ку-то красну блошку». Если Дотерош, вер- , нувшись с парадного обеда в честь «оных обсерваций», легкЬмысленно каламбурит, роняет банальности о красоте сибирской де вы, то сама тоболянка полна тревожного предощущения первой любви. Она с жаром восклицает: Виденья своего я необыкновенность Навеки сохраню. Я лицезрела Венус! В этих ключевых строчках очевидна двой ственная сущность мартыновской символи ки. Минувший день для девушки-тоболянки. был необыкновенен,— впервые она увидела величие науки, ее торжество над суеверия ми, религиозными знаменьями и пророче ствами о конце света. В этом смысле «звез да Венус» тяготеет к природному явлению, к реалии, а весь эпизод — к точному опи санию астрономических наблюдений в сере дине XVIII века. С другой стороны, слова «Я лицезрела Венус!» обобщают душевное состояние героини, которой впервые откры лась красота и величие человеческой люб ви. Как звезда Венус, так и таежный цве ток «Венерин башмачок», подаренный ею Дотерошу, теперь служат для нее залогом взаимности, навевают тайные мечты, гар монируют с ее возвышенным и целомудрен ным чувством. Однако жажда прибылей и жажда сен саций, объединившись, губят любовь. Ху дожник Антон, выполняя заказ Дотероша, падкого на экзотику, рисует ему «сибир ские бани». Дотерош поместил этот рису нок в книге, вышедшей в Париже. Через несколько лет книга окольными путями по падает в Тобольск. Еще одна реалия при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2