Сибирские огни № 03 - 1970
шего сподвижника Петр.“ 1—Ф. И. Соймо нова. В статьях «Труд ямщика Ильи Чере панова», «Глобус Кузьмы Черепанова» встречаются детали для характеристики братьев Черепановых, любителей наук, исто рии, математики, собирателей редкостных книг. Заметка «Прошлое тюменского ковра» прямо указывает на источник поэмы «До мотканая Венера» и т. д. «Мартынов-историк,— пишет С. Залы гин,— это глубокий знаток, ученый иссле дователь, одним словом — работник». И далее, в применении к поэмам Мартынова, С, Залыгин добавляет: «Поэзия, как и вся кое искусство, также идет от знания. Поэ зия Мартынова об этом свидетельствует — ...она шла от прозы, от знания огромного материала»1. Действительно, это так — от знания ог ромного материала Поэту необходимо было охватить мыслию процесс длительного развития Сибири, остановиться на наиболее существенных хрониках XVII—XVIII — XIX веков. Но поэт подходил выборочно к истори ческим материалам, о б . этом говорит хотя бы такое наше наблюдение. В «Повести о тобольском воеводстве» имеется ряд встав ных новелл, которые несут в себе данные, слагаемые для большого поэтического про изведения. Взять хотя бы вставную новеллу о князе Иване Михайловиче Катыреве (Ро стовском), правившем в смутное. время и сосланном в Тобольск Василием Шуйским. Самое удивительное не в этой опале и не в изгнании князя Ивана Михайловича, а в том, что Иван Катырев окззался прекрас ным писателем, одним из первых певцов русской природы. При всей соблазнительной автобиографичности эта новелла не стала приметной поэтической удачей Мартынова, эпическим произведением: ей не хватало объективного содержания, художественной многоплановости. Аналитический ум исследователя и поэта искал иное, искал то, что Павел Антоколь ский определил как «момент встречи прош лого с будущим»2 Если у художника есть отношение к этому «мигу истории» как к мгновению, соединяющему мимолетность с вечностью,— значит, перед нами подлинный поэт, значит, его поиски идут в правильном направлении. Но если эта связь времен на рушается, если этот «момент встречи прош лого с будущим» ему ничего не говорит, значит, его усилия заведомо обречены на неудачу. Мартынов выхватывал подобные «мгно вения» из исторических анналов Сибири, он выискивал их, ибо они бросали, словно грань кристалла, острый луч из прошлого в будущее, осьещали и прошлое и настоящее светом достижений человеческого разума и гуманизма. Увенькай, Илья Черепанов, тобольская ' С. З а л ы г и н . Поэтическая история Си бири. В кн.: «Леонид Мартынов. Поэмы». Ново сибирск, 1964, стр. 14. 1 «Неделя», 1967, № 49, стр. 10. Венеоа—дочь ратмана, военный инженер, из «Рассказа о русском инженере», атаман. Василий Тюменец, офеня-коробейник из. поэмы «Искатель рая» — все персонажи Мартынова отнюдь не . «маленькие, неза метные герои старой России», как полагал Ан, Тарасенков. Эти люди принадлежат к разным эпохам,^ имеют разное социальное положение, но они едины в одном,,— их то мит «духовная жажда», окрыляет любовь к согражданам, к своей стране. Старинное выражение: «На таких правед никах'земля держится» — мы могли бы от нести к героям Мартынова. Они.—правдо искатели, готовые во имя истины и челове ческой справедливости пойти на любые жертвы и лишенья. Ни самому поэту, ни персонажам его исторических поэм не свой ственна «незаметность», о которой пишет Ан. Тарасенков, не свойственно ощущение себя неким «винтиком» в сообществе людей. Наоборот, им присуще чувство собственно го достоинства, правоты, им присуща па триотическая страстность и убежденность. Это- —личности, и личности незаурядные,, особенные, в. некртором роде — исключи тельные. Мартынов писал стихотворные повести не только о действительных исторических событиях или, в большинстве своем, дейст вительных персонажах, но и о более тонких переменах в их мышлении, в их мироощу щении, он стремился передать каждому строй мыслей, который был бы показате лен, типичен для людей данной эпохи. Это нашло отражение не только в языке героев, но и в стиле, в, речевой тональности самих поэм.' ...Чувство советского патриотизма в тридцатых годах стало приобретать все большую историческую масштабность. Не только «родословная революций», но и борьба русских людей за национальное единение и национальную независимость, эпоха Петра, походы Суворова и Кутузова, прогрессивные движения в области культу- • ры и литературы XIX века,—все стало пи тать чувство патриотизма, придало ему не известные прежде оттенки и особенности. Вот почему в период подготовки к пушкин скому юбилею 8 августа 1936 года «Правда» выступила с передовой статьей, в которой не только отвергались прежние элементар ные, вульгарно-социологические характе ристики пушкинского гения, но и утвержда лось новое понимание н а р о д н о с т и era творчества. Само собой очевидно, что Леонид Мар тынов был в курсе этих сдвигов, когда ра ботал над «Правдивой историей об Увень- кае». Чтобы показать прижизненное призна ние Пушкина великим поэтом, требовались образы, как бы выхваченные из народной среды. Чтобы выразить воздействие вольно любивой музы Пушкина на современни ков,— этим Пушкин дорог и нам, людям XX века,— требовались ситуации, в которых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2