Сибирские огни № 03 - 1970
ственный, неостановимый бег времени, кото рый, в конце концов, привел к июню сорок первого года. Мартынов тогда же написал, что «в промежутках между штормами воды кажутся покорными», что спокойствие об манчиво, что мир готов вот-вот вспыхнуть в пожаре мировой войны. Война шла с за пада, со стороны гитлеровской Германии. Необходимо было «окорениться», найти опо ру в исторических пластах народного бытия. «Шторм» мировой войны надвигался, и на до было готовиться к тяжкому испытанию сил, использовать все возможности, все источники мужества, все образцы героизма и беззаветного служения Родине как в ны нешнем веке, так и в минувших веках. * «Атмосфера тех лет,— замечает Марты нов,— ...заставляла меня, как и многих других художников слова, обращаться к героическому прошлому». А несколькими строчками ниже он делает еще одно важ ное уточнение: «Порой мне казалось, что прошлое я сжимаю руками, как меч и как щит...»1 «Кто не помнит прошлого, тот живет без будущего». Этот афоризм эстонского прозаика Юхана Лийва — ключ к понима нию исторических поэм Мартынова. Рет роспективный взгляд в прошлое, как и пер спектива в будущее,— опоры, которые по зволяют художнику обозреть «рельеф» соб ственного века. Мартынов всегда стремился встать над уровнем обыденности и повсе дневности, найти приметы великого и не значительного, субстанционального и эмпи рического. Его развивающееся чувство бу дущего позволило ему найти эти приметы и отличия. Но с такой же неослабевающей силой в нем развивалось и чувство прошло го, та историческая интуиция, которая по зволяла ему нащупывать завязи обществен ных страстей и столкновений, «провидеть» в истории характеры яркие, судьбы стран ные, реалии символические. Чувство истории, овладевшее Мартыно вым, возникало не из самовнушения, некое го художественного гипноза, а из единения с современной поэзией, со всей духовной культурой народа. Срок настал, и потреб ность заглянуть в прошлое, чтобы по нять настоящее и предугадать будущее, обернулась пафосом его исторических поэм... Ан. Тарасенков заблуждался, когда в статье, посвященной Мартынову, утверждал: внутренняя свобода художника в его поэ мах не связана «документальными фактами и подробностями точно устоявшихся собы тий»* 2. Возвращение на родину, в Омск, не мог ло не взметнуть в душе поэта, как говори ли в старину, рой воспоминаний, не могло не оживить память детских лет, усилить жажду творчества. Родина пахнула на него г «Мой путь». В кн.: «Леонид Мартынов. Стихотворения». М., Гослитиздат, 1961, стр. 9, 10. 2 Ан. Т а р а с е н к о в . Поэмы Леонида Мар тынова. «Новый мир», 1940, № П—12. стр. 367. «медным медом азиатских пчел, теплотой нагревшихся песков». Поэт щедро использовал эмоциональный опыт, не тронутый им прежде. С порази тельной памятливостью он восстанавливал, воссоздавал в душе этот опыт, накопленный им во время странствований по Сибири. «Я ощущал прошлое на вкус, цвет, за пах,—-замечает Мартынов,— я чувствовал, что надо выразить все эти ощущения, осо знать их творчески и в конце концов таким образом освободиться от них, чтобы вер нуться к современности... Я решительно взялся за поэмы». Если бы Мартынов основывался только- на личном ощущении прошлого, то критик, отрицавший документальную основу поэм, был бы прав. Но запас личных знаний и наблюдений сочетался у Мартынова с на пряженной работой над рукописными ма териалами, над архивными источниками, над старопечатными книгами, над грудами книг, из которых, как позднее скажет А. Гидаш, можно было бы составить городскую биб лиотеку средней величины. ...На печати Тобольска были изображе ны два стоящих на задних лапках соболя с вертикально поставленной золотой стрелой. Затем у Тобольска появился герб, который изображал пирамиду с воинскими знамена ми, барабанами и алебардами. Еще позднее на гербе был обозначен щит Ермака, булава атаманская и знамена. Эта геральдика по могала верно определить исторические эта пы освоения и колонизации Сибири. Но- Мартынов, со свойственным ему вниманием к огромной культурно-просветительной ро ли, которую сыграло русское государство в преобразовании Сибири, отметил, что на гербах забыли поместить два предмета —- перо и книгу. «Золотая книга и серебряное гусиное перо,— пишет Мартынов,— достой ны были соседствовать на гербе тобольском не только с барабанами и алебардами, но и славным щитом Ермака»1. Значение книги в творческой, биографии Мартынова невозможно переоценить. К са мым неожиданным источникам обращался поэт в процессе работы. Но эти источники давали Мартынову ценнейшие исторические сведения, подсказывали положения, ситуа ции, сюжетные ходы, определяли черты ха рактеров героев. Во многих книгах Марты нов находил «завязи» поэм, которые он развивал, обогащал воображением. Следует отметить и такую особенность историографических изысканий Леонида Мартынова. В тридцатых годах в Омске, например, в статистическом журнале «Ом ская область», он вел подборки «По стра ницам старых книг и журналов», «Из прош лого нашей области» и «другие. Для нас эти заметки и статьи важны с точки зрения- несомненной документальности поэм Мар тынова. Так, статья «Человек, которому рвали ноздри» излагает историю ближай- 1 Леонид М а р т ы н е в. Повесть о тоболь ском воеводстве. Омск, 1945, стр. 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2