Сибирские огни № 03 - 1970
В. И. Ленин требовал от хозяйственных организаций создания необходимых усло вий для его скорейшего завершения; поста новления С ТО от 20 мая 1921 года, подпи санное В И. Лениным, вменяло в обязан ность наркоматам, учреждениям, всем хо зяйственным органам республики проявлять особое- внимание к нуждам Кольчугинской новостройки и других строящихся пред приятий в Кузбассе. 11 ноября 1921 года Совет Труда и Обороны в отсутствие Ленина постановил передать Кольчугинскую новостройку в ве дение НКПС . Однако такое решение выз вало решительный протест со стороны Сиб- ревкома на том основании, что передача недостроенной железной дороги в эксплуа тацию значительно задержит доведение ее до Кузнецка. В. И. Ленин согласился с этим доводом. 19 ноября 1921 года он об ратился с запиской к управделами Совнар кома: «т. Горбунов! Это архинеправильно с Вашей стороны, что столь важную бумагу Вы мне даете 17/Х1(!!.) с такой бессодержательной за пиской. Надо было внести в С Т О \ Вы отвечаете, если Из-за отъезда Ава несова была сделана ошибка и если ни Вы ни Смольянинов не снеслись вовремя ни с Иваном Никитичем Смирновым '(легко: он в Питере), ни с.Чуцкаевым. В ы виноват ы - Почему какой-то Красинский хлопочет, а Вы и Смольянинов бездействуете??» 1 21 ноября Ленин обратился с запиской к председателю распорядительного заседа ния С ТО : «Прошу о б я з а т е л ь н о с е г о д н я пересмотреть в связи с протестом т. Чуцкаева н'Ивана Никитича Смирнова решение С ТО от 11/XI с. г. по поводу но востройки» 2. 23 февраля 1920 года В. Свердлов пос л а л В. И. Ленину телеграмму: «В то время, как железные дороги Сибири переживают _ крайне тяжелый... кризис, когда рабочие и •служащие многих участков за два месяца ■удовлетворены всего пятьюстами рублей ■аванса, а срочные работы по восстановле нию, заготовке топлива и очистке путей гро зят приостановиться за отсутствием денег, <Сибревком по резолюции Фрумкина разбро нировал высланные в мое распоряжение на личными двести миллионов рублей, израсхо довав 100 из них на другие нужды. Благо даря этому Сибирские дороги вновь оста лись без денег, так как оставшиеся 100 ■миллиенов уже разосланы мною по линии Томской на покрытие самых экстрен- лы х и неотложных расходов. Считаю необ ходимым обратить внимание на подобное •отношение Сибревкома к нуждам тран спорта, прося в самом срочном порядке принять меры к ограждению интересов же лезных дорог Сибири». На эту жалобу В. И. Ленин откликнулся 1 В. И. Л е н и н . Собр. СОЧ., т. 54, стр. 28. а Хам же, стр . 29. телеграммой от 3 марта 1920 года, направ ленной в Сибревком Фрумкину, и в ко пии— Свердлову: «Восстановление желез нодорожного и водного транспорта Сиби ри — одна из основных задач Республики. Между тем по Вашему распоряжению раз бронированы высланные в распоряжение ЦЧ Свердлова на покрытие экстренных и неотложнейших нужд дорог Сибири двести миллионов рублей. Подобные распоряжения в корне подрывают работу по восстановле нию транспорта, делают невозможным ус тановление связи центра с Сибирью. Пред лагаю во что бы то ни стало достигнуть соглашения со Свердловым, возвратить до рогам отобранные у них деньги. Исполне ние телеграфируйте»1. Фрумкин от имени Сибревкома 12 марта телеграфировал В. И. Ленину, что те сред ства, о которых идет речь, расходовались в связи с крайней нуждой на отдельных уча стках хозяйственного фронта, особенно в связи с нехватками продовольствия и топ лива. Этот ответ Фрумкина В. И. Ленин в копии направил Свердлову в Сибирь. «Вопрос о заготовках продовольствия,— сообщал Свердлов В. И. Ленину 24 .марта 1920 года,— получил особую остроту в силу того, что Фрумкиным были розданы круп ные суммы различным кооперативам без надлежащего контроля, в силу чего коопе ративы употребили полученные ими авансы на выдачу жалования служащим, нисколь ко не развив заготовительных операций». Эта переписка наглядно показывает, с каким вниманием В. И. Ленин решал на сущные проблемы хозяйственного строи тельства. Постепенно давали себя знать меры, предпринимаемые советским правительст вом и местными органами власти в Си бири. В специальном докладе из Сибири на имя председателя СНК отмечалось, что план ремонта паровозов в июле 1920 года был выполнен на 134 процента, в августе — на 151, в сентябре — на 184, в октябре—• на 194 процента. Образцы самоотверженного труда пока зывали рабочие и трудармейцы на строи тельстве Кольчугинской железнодорожной ветки.' 25 октября 1921 года на торжествен ном заседании в честь окончания основных работ главный' комиссар стройки Подосека говорил: «Все тормозящие эту работу усло вия говорили о том, что выполнить работу мы не в силах, но революционное сознание работающих, полный союз трудармейцев, крестьян и рабочих показали пролетарскую силу на трудовом фронте...» В телеграмме Сибревкома В. И. Ленину от 6 декабря 1921 года говорилось о значи тельных достижениях на железнодорожном транспорте: «Технические возможности Сиб- желдорог, за • исключением подвижного со- ' В. И, Л е н и н . Собр. роч., г. 51, рщр. 151— 152.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2