Сибирские огни № 03 - 1970

В. И. Ленин требовал от хозяйственных организаций создания необходимых усло­ вий для его скорейшего завершения; поста­ новления С ТО от 20 мая 1921 года, подпи­ санное В И. Лениным, вменяло в обязан­ ность наркоматам, учреждениям, всем хо­ зяйственным органам республики проявлять особое- внимание к нуждам Кольчугинской новостройки и других строящихся пред­ приятий в Кузбассе. 11 ноября 1921 года Совет Труда и Обороны в отсутствие Ленина постановил передать Кольчугинскую новостройку в ве­ дение НКПС . Однако такое решение выз­ вало решительный протест со стороны Сиб- ревкома на том основании, что передача недостроенной железной дороги в эксплуа­ тацию значительно задержит доведение ее до Кузнецка. В. И. Ленин согласился с этим доводом. 19 ноября 1921 года он об­ ратился с запиской к управделами Совнар­ кома: «т. Горбунов! Это архинеправильно с Вашей стороны, что столь важную бумагу Вы мне даете 17/Х1(!!.) с такой бессодержательной за­ пиской. Надо было внести в С Т О \ Вы отвечаете, если Из-за отъезда Ава­ несова была сделана ошибка и если ни Вы ни Смольянинов не снеслись вовремя ни с Иваном Никитичем Смирновым '(легко: он в Питере), ни с.Чуцкаевым. В ы виноват ы - Почему какой-то Красинский хлопочет, а Вы и Смольянинов бездействуете??» 1 21 ноября Ленин обратился с запиской к председателю распорядительного заседа­ ния С ТО : «Прошу о б я з а т е л ь н о с е г о ­ д н я пересмотреть в связи с протестом т. Чуцкаева н'Ивана Никитича Смирнова решение С ТО от 11/XI с. г. по поводу но­ востройки» 2. 23 февраля 1920 года В. Свердлов пос­ л а л В. И. Ленину телеграмму: «В то время, как железные дороги Сибири переживают _ крайне тяжелый... кризис, когда рабочие и •служащие многих участков за два месяца ■удовлетворены всего пятьюстами рублей ■аванса, а срочные работы по восстановле­ нию, заготовке топлива и очистке путей гро­ зят приостановиться за отсутствием денег, <Сибревком по резолюции Фрумкина разбро­ нировал высланные в мое распоряжение на­ личными двести миллионов рублей, израсхо­ довав 100 из них на другие нужды. Благо­ даря этому Сибирские дороги вновь оста­ лись без денег, так как оставшиеся 100 ■миллиенов уже разосланы мною по линии Томской на покрытие самых экстрен- лы х и неотложных расходов. Считаю необ­ ходимым обратить внимание на подобное •отношение Сибревкома к нуждам тран­ спорта, прося в самом срочном порядке принять меры к ограждению интересов же­ лезных дорог Сибири». На эту жалобу В. И. Ленин откликнулся 1 В. И. Л е н и н . Собр. СОЧ., т. 54, стр. 28. а Хам же, стр . 29. телеграммой от 3 марта 1920 года, направ­ ленной в Сибревком Фрумкину, и в ко­ пии— Свердлову: «Восстановление желез­ нодорожного и водного транспорта Сиби­ ри — одна из основных задач Республики. Между тем по Вашему распоряжению раз­ бронированы высланные в распоряжение ЦЧ Свердлова на покрытие экстренных и неотложнейших нужд дорог Сибири двести миллионов рублей. Подобные распоряжения в корне подрывают работу по восстановле­ нию транспорта, делают невозможным ус­ тановление связи центра с Сибирью. Пред­ лагаю во что бы то ни стало достигнуть соглашения со Свердловым, возвратить до­ рогам отобранные у них деньги. Исполне­ ние телеграфируйте»1. Фрумкин от имени Сибревкома 12 марта телеграфировал В. И. Ленину, что те сред­ ства, о которых идет речь, расходовались в связи с крайней нуждой на отдельных уча­ стках хозяйственного фронта, особенно в связи с нехватками продовольствия и топ­ лива. Этот ответ Фрумкина В. И. Ленин в копии направил Свердлову в Сибирь. «Вопрос о заготовках продовольствия,— сообщал Свердлов В. И. Ленину 24 .марта 1920 года,— получил особую остроту в силу того, что Фрумкиным были розданы круп­ ные суммы различным кооперативам без надлежащего контроля, в силу чего коопе­ ративы употребили полученные ими авансы на выдачу жалования служащим, нисколь­ ко не развив заготовительных операций». Эта переписка наглядно показывает, с каким вниманием В. И. Ленин решал на­ сущные проблемы хозяйственного строи­ тельства. Постепенно давали себя знать меры, предпринимаемые советским правительст­ вом и местными органами власти в Си­ бири. В специальном докладе из Сибири на имя председателя СНК отмечалось, что план ремонта паровозов в июле 1920 года был выполнен на 134 процента, в августе — на 151, в сентябре — на 184, в октябре—• на 194 процента. Образцы самоотверженного труда пока­ зывали рабочие и трудармейцы на строи­ тельстве Кольчугинской железнодорожной ветки.' 25 октября 1921 года на торжествен­ ном заседании в честь окончания основных работ главный' комиссар стройки Подосека говорил: «Все тормозящие эту работу усло­ вия говорили о том, что выполнить работу мы не в силах, но революционное сознание работающих, полный союз трудармейцев, крестьян и рабочих показали пролетарскую силу на трудовом фронте...» В телеграмме Сибревкома В. И. Ленину от 6 декабря 1921 года говорилось о значи­ тельных достижениях на железнодорожном транспорте: «Технические возможности Сиб- желдорог, за • исключением подвижного со- ' В. И, Л е н и н . Собр. роч., г. 51, рщр. 151— 152.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2