Сибирские огни № 03 - 1970
рукам Сибирскую железную дорогу. В мар те 1919 года они достигли официально неоформленного соглашения об установле- лии международного контроля над КВЖД и сибирским железнодорожным транспор том в зоне действия союзных войск на пе риод интервенции. По этому соглашению, например, США стали инспектировать же лезные дороги в Восточной Сибири. Явно недооценивая потенциальные воз можности Советской власти, известный американский бизнесмен Вашингтон Б. Ван- дерлип в письме в Совнарком РСФСР от 18 сентября 1920 года выдвинул предложе ние о покупке за 20 миллионов долларов всего Камчатского полуострова «со всеми островами, прилегающими к Приморской и Камчатской областям», а кроме того выра жалась готовность купить «какой-нибудь пункт близ Сибирской железной дороги и около глубоководной гавани» для устрой ства военно-морской и угольной базы с той целью, чгебы она находилась под совмест ным русско-американским управлением. Предложение калифорнийского бизнесме на было отвергнуто Советским правительст вом. В отчете ВЦИК и СНК 23 декабря 1921 года В. И. Ленин еще раз подчеркнул роль транспорта для развития связей с за границей. Восстановление железнодорожного тран спорта задерживалось из-за резкой нехват ки топлива, не случайно В. И. Ленин обра тил внимание на необходимость быстрого подъема добычи угля в Кузнецком бассей не. Об этом, в частности, свидетельствует телеграмма Владимира Ильича Реввоенсо вету 5-й армии. 1 января 1920 года он сделал пометки на ответной телеграмме Реввоенсовета, предлагая взять рабочих ка менноугольных шахт Сибири на армей ское довольствие. В постановлениях Совета Труда и Обороны, в ряде других докумен тов содержатся ленинские указания, на правленные на повышение производитель ности труда и улучшение бытовых условий шахтеров и железнодорожников. Крепнущие внешнеторговые связи молодого Советского государства благоприятствовали решению этого острого вопроса. Продовольствие, полушубки, валенки, шапки, рукавицы и другие крайне необходимые товары, заку паемые Сибирским отделением Внешторга, в значительных количествах распределялись среди работников транспорта. Для этбй цели Сибвнешторг располагал денежным и натуральным товарообменным фондом, ко торый использовался в торговле главным образом с Англией, Монголией и Маньчжу рией Отвечая на ленинскую заботу, железно дорожники и горняки *Сибири самоотвер женно работали над восстановлением дорог, шахт. Участкики 1-го съезда райполитот- делов Омской железной дороги в феврале 1920 года в телеграмме на имя В. И. Ле нина сообщали: «...Все наши усилия и энер гию направим на поднятие производитель ности транспорта... примем все зависящие от нас меры к быстрому продвижению про довольственных поездов». Рабочие-строите ли Кольчугинской железнодорожной ветки писали В. И. Ленину 8 августа 1920 года о том, что на беспартийной конференции они постановили увеличить бесплатно ра бочий день на один час, организовать суб ботники и воскресники для скорейшей лик видации транспортной разрухи. Топливный кризис на железнодорожном транспорте носил затяжной характер. 16 де кабря 1921 года председатель Сибпродкома сообщал в Наркомпрод В. И. Ленину: «За пасов угля (на) железных дорогах нет, Сибопс предполагает за счет почти полного сокращения всех перевозок, кроме продгру- зов, сокращения всех внутренних перево зок вывозить Центру ежедневно до перво го января два продмаршрута. Учитывая обстановку, лично полагаю: двух продмар- шрутов ежедневно отправлять не удастся. Угля (на) копях готового имеется свыше миллиона пудов, однако вывозки его (по) железным дорогам в декабре фактически нет. Рассчитывать (на) успешную вывозку угля невозможно — начинаются бураны, за носы...» В качестве топлива наряду с углем ши роко использовались дрова. В октябре 1920 года В. И. Ленин под писал постановление Совета Народных Ко миссаров о железнодорожном строительст ве. Намечалось сдать или ввести во вре менную эксплуатацию до 1 января 1921 го да наиболее важные железнодорожные ли нии широкой колеи. В число первоочеред ных строек входили следующие железно дорожные участки Сибири: Татарская — Славгород, Кольчугино — Прокопьевские ко пи — Кузнецк — Тельбес, Ьелово — Гурьевс кий завод. Исключительно важное значение в лик видации топливного кризиса имела Кольчу- гинская железная дорога, проходившая че рез Кузнецкий бассейн. Насущными проблемами строительства новых железных дорог, а также работой каменноугольных копий Сибири постоянно занимались Сиббюро ЦК РКП (б) и Сиб- ревком. 3 марта 1921 года была отправлена сле дующая телеграмма Реввоенсовету респуб лики — В. И. Ленину: «Сибревком выделил как ударные работы ремонт 130 верст Кольчугинской железной дороги, прорезаю щей Кузнецкий бассейн, и подготовитель ные работы к разработке Кузнецких поверх ностных угольных пластов. Успешное вы полнение этих задач даст нам лишних 50 миллионов пудов коксующегося угля, что не только выведет из затруднений сиб- желдортранспорт в 21—22 годах, но сдвинет с мертвой точки Уральские желе зоделательные заводы...» Ввиду особой государственной важности строительства железной дороги до Кузнецка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2