Сибирские огни № 03 - 1970

рукам Сибирскую железную дорогу. В мар­ те 1919 года они достигли официально неоформленного соглашения об установле- лии международного контроля над КВЖД и сибирским железнодорожным транспор­ том в зоне действия союзных войск на пе­ риод интервенции. По этому соглашению, например, США стали инспектировать же­ лезные дороги в Восточной Сибири. Явно недооценивая потенциальные воз­ можности Советской власти, известный американский бизнесмен Вашингтон Б. Ван- дерлип в письме в Совнарком РСФСР от 18 сентября 1920 года выдвинул предложе­ ние о покупке за 20 миллионов долларов всего Камчатского полуострова «со всеми островами, прилегающими к Приморской и Камчатской областям», а кроме того выра­ жалась готовность купить «какой-нибудь пункт близ Сибирской железной дороги и около глубоководной гавани» для устрой­ ства военно-морской и угольной базы с той целью, чгебы она находилась под совмест­ ным русско-американским управлением. Предложение калифорнийского бизнесме­ на было отвергнуто Советским правительст­ вом. В отчете ВЦИК и СНК 23 декабря 1921 года В. И. Ленин еще раз подчеркнул роль транспорта для развития связей с за­ границей. Восстановление железнодорожного тран­ спорта задерживалось из-за резкой нехват­ ки топлива, не случайно В. И. Ленин обра­ тил внимание на необходимость быстрого подъема добычи угля в Кузнецком бассей­ не. Об этом, в частности, свидетельствует телеграмма Владимира Ильича Реввоенсо­ вету 5-й армии. 1 января 1920 года он сделал пометки на ответной телеграмме Реввоенсовета, предлагая взять рабочих ка­ менноугольных шахт Сибири на армей­ ское довольствие. В постановлениях Совета Труда и Обороны, в ряде других докумен­ тов содержатся ленинские указания, на­ правленные на повышение производитель­ ности труда и улучшение бытовых условий шахтеров и железнодорожников. Крепнущие внешнеторговые связи молодого Советского государства благоприятствовали решению этого острого вопроса. Продовольствие, полушубки, валенки, шапки, рукавицы и другие крайне необходимые товары, заку­ паемые Сибирским отделением Внешторга, в значительных количествах распределялись среди работников транспорта. Для этбй цели Сибвнешторг располагал денежным и натуральным товарообменным фондом, ко­ торый использовался в торговле главным образом с Англией, Монголией и Маньчжу­ рией Отвечая на ленинскую заботу, железно­ дорожники и горняки *Сибири самоотвер­ женно работали над восстановлением дорог, шахт. Участкики 1-го съезда райполитот- делов Омской железной дороги в феврале 1920 года в телеграмме на имя В. И. Ле­ нина сообщали: «...Все наши усилия и энер­ гию направим на поднятие производитель­ ности транспорта... примем все зависящие от нас меры к быстрому продвижению про­ довольственных поездов». Рабочие-строите­ ли Кольчугинской железнодорожной ветки писали В. И. Ленину 8 августа 1920 года о том, что на беспартийной конференции они постановили увеличить бесплатно ра­ бочий день на один час, организовать суб­ ботники и воскресники для скорейшей лик­ видации транспортной разрухи. Топливный кризис на железнодорожном транспорте носил затяжной характер. 16 де­ кабря 1921 года председатель Сибпродкома сообщал в Наркомпрод В. И. Ленину: «За­ пасов угля (на) железных дорогах нет, Сибопс предполагает за счет почти полного сокращения всех перевозок, кроме продгру- зов, сокращения всех внутренних перево­ зок вывозить Центру ежедневно до перво­ го января два продмаршрута. Учитывая обстановку, лично полагаю: двух продмар- шрутов ежедневно отправлять не удастся. Угля (на) копях готового имеется свыше миллиона пудов, однако вывозки его (по) железным дорогам в декабре фактически нет. Рассчитывать (на) успешную вывозку угля невозможно — начинаются бураны, за­ носы...» В качестве топлива наряду с углем ши­ роко использовались дрова. В октябре 1920 года В. И. Ленин под­ писал постановление Совета Народных Ко­ миссаров о железнодорожном строительст­ ве. Намечалось сдать или ввести во вре­ менную эксплуатацию до 1 января 1921 го­ да наиболее важные железнодорожные ли­ нии широкой колеи. В число первоочеред­ ных строек входили следующие железно­ дорожные участки Сибири: Татарская — Славгород, Кольчугино — Прокопьевские ко­ пи — Кузнецк — Тельбес, Ьелово — Гурьевс­ кий завод. Исключительно важное значение в лик­ видации топливного кризиса имела Кольчу- гинская железная дорога, проходившая че­ рез Кузнецкий бассейн. Насущными проблемами строительства новых железных дорог, а также работой каменноугольных копий Сибири постоянно занимались Сиббюро ЦК РКП (б) и Сиб- ревком. 3 марта 1921 года была отправлена сле­ дующая телеграмма Реввоенсовету респуб­ лики — В. И. Ленину: «Сибревком выделил как ударные работы ремонт 130 верст Кольчугинской железной дороги, прорезаю­ щей Кузнецкий бассейн, и подготовитель­ ные работы к разработке Кузнецких поверх­ ностных угольных пластов. Успешное вы­ полнение этих задач даст нам лишних 50 миллионов пудов коксующегося угля, что не только выведет из затруднений сиб- желдортранспорт в 21—22 годах, но сдвинет с мертвой точки Уральские желе­ зоделательные заводы...» Ввиду особой государственной важности строительства железной дороги до Кузнецка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2