Сибирские огни № 03 - 1970
М. Масленников «ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ РЕСПУБЛИКИ» Железнодорожная сеть дореволюцион ной Сибири общим протяжением в 5249 ки лометров в техническом отношении была оснащена слабо. Первая мировая война, а затем гражданская резко ухудшили поло жение всей транспортной системы восточ ных районов. Отступающие части бело гвардейцев и интервентов вывели из строя 1400 паровозов, сожгли и разбили 2412 ва гонов, разрушили Ю?' мостов, 66 пунктов водоснабжения, множество станционных зданий. К середине апреля 1920 года из Сибири было отправлено 280 исправных паровозов в центральные районы страны, где нехват ка подвижного состава ощущалась еще острее. Весь грузооборот Сибирской желез ной дороги в 1920—21 годах составлял 10 процентов довоенного уровня. Социальный состав транспортников Си бири был крайне неоднородным. Засорен ность Сибирского отдела пУтей сообщения (Сибопса) антисоветскими, кулацко-эсеров скими элементами, а также слабость пар тийно-массовой работы среди железнодо рожников привели к серьезным неполадкам. В 1920 году на отдельных участках дороги ■имели место акты саботажа, отправление грузов в заведомо негодной таре, хищение продовольственных и промышленных това ров из маршрутных поездов. Ссылаясь на сообщение Пайкеса, В. И. Ленин 29 янва ря 1920 года обратил внимание ответствен ных работников в Сибири на го, что «са бо'таж железнодорожников на Сибирской дороге и от нее к западу явный»1. В. И. Ленин указывал, что трудовая дис циплина на железнодорожном транспорте должна быть безупречной. Отрицательно на работе транспорта ска зывалось также то обстоятельство, что управление Сибопса плохо заботилось о же лезнодорожниках. «Дороговизна жизни в * В И. Л е н и н. Собр. соч., г. 51, стр. 127. пределах дорог Сибири и Урала растет с каждым днем...»,— сообщалось В. И, Ле-' нину из Сибири ь телеграмме, посланной 2 марта заместителем наркома путей сооб щения В. М. Свердловым1. В, условиях сильных морозов острой нехватки продовольствия, одежды, топлива трудящиеся Сибири приступали к мирному созидательному труду. Особенно тяжким бедствием являлась эпидемия сыпного тифа, исходившая в основном от многотысячной массы пленных солдат и офицеров бело гвардейских армий. В своем докладе на имя В. И. Ленина от 29 февраля 1920 года о положении железнодорожного транспор та Урала и Сибири Уполномоченный Сове- га Обороны Ермаков, в частности, отмечал: «От Омска до Томска у линии железной дороги... есть села, где здоровых и работо способных только 4 человека, остальные все больные...» Образованная Сибревкомом Чрезвычайная комиссия по борьбе с тифом (Чекатиф) при непосредственной помощи партийных и общественных организаций стала осуществлять срочные меры по лик видации эпидемии. Несмотря на огромную занятость, В И. Ленин уделял постоянное внимание проблеме восстановления и развития же лезнодорожного транспорта в Сибири. Об этом свидетельствуют многочисленные письма, телеграммы, подписанные Лениным постановления1' СНК. а также пометки на письменных сообщениях, присланных с мест. Сибирская магистраль, построенная на рубеже двух столетий, открывала выход бо гатствам Сибири не только в Европейскую Россию, но и на внешний рынок. «Великая Сибирская дорога»,— писал В. И. Ленин,— ...открывала Сибирь...»2. Неслучайным поэтому было и стремле ние империалистических держав прибрать к 1 Брат Я. М Свердлова. г В. И. Л е н и н . Собр. соч , т. 5. стр. 82—81,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2