Сибирские огни № 03 - 1970

М. Масленников «ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ РЕСПУБЛИКИ» Железнодорожная сеть дореволюцион­ ной Сибири общим протяжением в 5249 ки­ лометров в техническом отношении была оснащена слабо. Первая мировая война, а затем гражданская резко ухудшили поло­ жение всей транспортной системы восточ­ ных районов. Отступающие части бело­ гвардейцев и интервентов вывели из строя 1400 паровозов, сожгли и разбили 2412 ва­ гонов, разрушили Ю?' мостов, 66 пунктов водоснабжения, множество станционных зданий. К середине апреля 1920 года из Сибири было отправлено 280 исправных паровозов в центральные районы страны, где нехват­ ка подвижного состава ощущалась еще острее. Весь грузооборот Сибирской желез­ ной дороги в 1920—21 годах составлял 10 процентов довоенного уровня. Социальный состав транспортников Си­ бири был крайне неоднородным. Засорен­ ность Сибирского отдела пУтей сообщения (Сибопса) антисоветскими, кулацко-эсеров­ скими элементами, а также слабость пар­ тийно-массовой работы среди железнодо­ рожников привели к серьезным неполадкам. В 1920 году на отдельных участках дороги ■имели место акты саботажа, отправление грузов в заведомо негодной таре, хищение продовольственных и промышленных това­ ров из маршрутных поездов. Ссылаясь на сообщение Пайкеса, В. И. Ленин 29 янва­ ря 1920 года обратил внимание ответствен­ ных работников в Сибири на го, что «са бо'таж железнодорожников на Сибирской дороге и от нее к западу явный»1. В. И. Ленин указывал, что трудовая дис­ циплина на железнодорожном транспорте должна быть безупречной. Отрицательно на работе транспорта ска­ зывалось также то обстоятельство, что управление Сибопса плохо заботилось о же­ лезнодорожниках. «Дороговизна жизни в * В И. Л е н и н. Собр. соч., г. 51, стр. 127. пределах дорог Сибири и Урала растет с каждым днем...»,— сообщалось В. И, Ле-' нину из Сибири ь телеграмме, посланной 2 марта заместителем наркома путей сооб­ щения В. М. Свердловым1. В, условиях сильных морозов острой нехватки продовольствия, одежды, топлива трудящиеся Сибири приступали к мирному созидательному труду. Особенно тяжким бедствием являлась эпидемия сыпного тифа, исходившая в основном от многотысячной массы пленных солдат и офицеров бело­ гвардейских армий. В своем докладе на имя В. И. Ленина от 29 февраля 1920 года о положении железнодорожного транспор­ та Урала и Сибири Уполномоченный Сове- га Обороны Ермаков, в частности, отмечал: «От Омска до Томска у линии железной дороги... есть села, где здоровых и работо­ способных только 4 человека, остальные все больные...» Образованная Сибревкомом Чрезвычайная комиссия по борьбе с тифом (Чекатиф) при непосредственной помощи партийных и общественных организаций стала осуществлять срочные меры по лик­ видации эпидемии. Несмотря на огромную занятость, В И. Ленин уделял постоянное внимание проблеме восстановления и развития же­ лезнодорожного транспорта в Сибири. Об этом свидетельствуют многочисленные письма, телеграммы, подписанные Лениным постановления1' СНК. а также пометки на письменных сообщениях, присланных с мест. Сибирская магистраль, построенная на рубеже двух столетий, открывала выход бо­ гатствам Сибири не только в Европейскую Россию, но и на внешний рынок. «Великая Сибирская дорога»,— писал В. И. Ленин,— ...открывала Сибирь...»2. Неслучайным поэтому было и стремле­ ние империалистических держав прибрать к 1 Брат Я. М Свердлова. г В. И. Л е н и н . Собр. соч , т. 5. стр. 82—81,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2