Сибирские огни № 02 - 1970

ки в тяжелой роговой оправе, хотя до этого как бывало прежде, а сердито стучит пая­ на зрение вроде бы не жаловался. Даже кой об пол и выкрикивает; вечно смоляную гриву его вдруг пробила — Психологии не хватает! Жизни не благородная профессорская седина. знаете! Гуще писать надо! На писательских собраниях —особенно, Ефронов, Докумейко, Кукиш и Брагин когда обсуждается кто-нибудь из молодых— при звуках его зычного голоса затравленно Матвей теперь не робкие реплики подает, оглядываются и втягивают головы в плечи.„ В последнее время довольно часто появляются рецепты и способы, как 'быстро и с минимальными затратами энергии стать поэтом, прозаиком, баснописцем и вообще членом Союза писателей. Но, как показывает прак!ика, ни один из рецептов не гарантирует того, что ваше произведение не будет потоплено массиро­ ванным налетом литконсультантов и критиков, так и не принеся вам славы и мате­ риального благополучия. Поэтому, на наш взгляд, гораздо надежней и удобней стать критиком. Как изве­ стно, критика никто не критикует. С ним можно соглашаться или не соглашаться, спо­ рить и писать ему обидные письма, но критиковать его не за что. Конечно, не обходит­ ся без жарких дуэлей в печати, но в основном это милые и приятные люди со здоровы­ ми нервами (в отличие от их измученных жертв)... Как же стать критиком? Прежде всего следует знать, что критики условно делятся на добрых и злых. Добрые критики сначала хвалят, а потом ругают (или наоборот). Злые критики ру­ гают от начала до конца. Становитесь сразу злыми Это опасней, но почетней Залогом успеха является правильный выбор объекта критики. При этом руковод­ ствуйтесь следующими положениями (расположены по степени важности): 1) Упаси Вас бог начинать с произведений известных поэтов и писателей (это участок добрых критиков или же злых, но с солидным творческим багажом). ,2) Выбирайте произведение молодого автора, делающего первые шаги на лите­ ратурном поприше (Рекомендуем журналы «Юность», «Молодая гвардия» или какой- нибудь из «периферийных»). И) Убедитесь, что будущая жертва вашей критики глубоко интеллигентный че­ ловек, физически слабее вас. В противном случае необходимо, чтобы она (жертва) жила в другом городе. Наконец, вы сделали выбор. Существует ошибочное мнение, что критик обязательно должен прочитать то, что собирается критиковать. Это совершен­ но излишне и значительно снижает коэф­ фициент* полезного действия. Достаточно беглого просмотра, чтобы ухватить все сю­ жетные линии Теперь можете садиться за стол и браться за перо. Начать можно с того, что вы с большим интересом следите за твор­ чеством молодых и т. д. После короткого и задушевного вступления неплохо бы за­ дать риторический вопрос: «О чем же идет речь в произведении?» И теперь смело начинайте драконить. Делается это очень просто. Выхватывайте наугад наиболее неудачные куски и жонглируйте . ими сколько требуется, истолковывая всякий раз по-новому. Эта публичная экзекуция сразу же поставит автора в неловкое положение, а заодно покажет, что вы прекрасно ориенти­ руетесь в содержании. 1 Ни в коем . случае не пишите: «я вижу», «я уверен», «я перестаю понимать» и т д Надо писать: «мы видим», «мы уверены», «мы перестаем понимать» и т. д. 1ем 12. Т р е е р *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2