Сибирские огни № 02 - 1970

ников «по собственной инициативе» отпра­ вил Чернышевского на «каторгу каторг» — в Нерчинск. Или возьмем вопрос о кратковременном пребывании у Николая Гавриловича в Ка- дае его жены Ольги Сократовны. По су­ ществующей версии, Чернышевский сам нас­ таивал на скорейшем выезде Ольги Сокра­ товны в Европу. Но из документов, цитиру­ емых авторами, явствует, что тот же Ше- лашников распорядился, чтобы свидание, выстраданное отчаянно трудной дорогой, не испугавшей эту женщину, длилось не бо­ лее 5 дней. Только эти два небольших штриха по­ казывают, как тяжек был гнет в самодер­ жавной стране, где многие местные чинов­ ники были «более роялисты, чем сам ко­ роль». Поистине трагичен рассказ о том, как ра­ ботал в этих условиях великий мыслитель. Здесь, на царской каторге, он создал роман «Пролог», от которого, как писал Ленин, «веет духом классовой, борьбы». Здесь он сделал наброски многих статей и других произведений, запоминал их содержание и сам сжигал написанное... А сколько настой­ чивости проявил он, добиваясь, чтобы хоть малая голика созданного им дошла до чи­ тающей России! Все эти попытки разбива­ лись о многочисленные преграды, расстав­ ленные царской охранкой Значительная часть книги посвящена ге­ роическим попыткам освободить Н. Г. Чер­ нышевского, попыткам неудавшимся, но во­ шедшим в историю как яркий пример того, что его идеи были живы в сердцах совре­ менников, звали к революционному дей­ ствию. «Истинная жизнь —жизнь ума и сер­ дца»,—писал Н. Г. Чернышевский. Жиз­ нью своей и борьбой в тяжелейших услови­ ях сибирской каторги и ссылки он доказал верность провозглашенному им идеалу. Книга «Чернышевский в Сибири» рас­ считана на массового читателя, но благода­ ря строгой документальности может служить источником новых исторических данных .и для исследователей жизни и творчества на­ шего великого соотечественника,-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2