Сибирские огни № 02 - 1970

Лирическая героиня Греховой смело идет навстречу любви и, становясь женщи­ ной, матерью, сохраняет всю непосред­ ственность, романтическую окрыленность и благородство юности Как непохожа ее лю­ бовь на рассудочную, но не очень разбор­ чивую любовь лирической- героини той же Р. Казаковой, которая приемлет любую страсть, лишь бы страсть: «Люби меня бес­ страшно, грубо, зло. Крути меня бесстраст­ но, как весло... Буду эхом, вещью, судо­ мойкой, чтивом, подушкой под локоть, ска­ мейкой в тени Захотел потрогать —руку протяни!». Такой '«чистой» страсти Грехова противопоставляет гордость Венеры. На «неправильную, непедагогичную любовь» Венера отвечает пощечинами. « И придумали кару богине, отломали ей руки нагие натптда. чтобы не гордилась и для прихотей пригодилась... Ой, Венера, уйми свою гордость, покорись. Венера, богам! Но она уходила, сгорбись, и стекала кьовь по бокам. Никакого морализирования Только доб­ рое отношение к людям,, тревога не за свою личную, а за общечеловеческую лю­ бовь и -любовь женскую, непреодолимое желание защитить и возвысить ее. Есчь у света конец, наверно, где кончаются все тревоги, где кончаются все дороги» стоном раненых лебедей Где гы ходишь одна, Венера? Как живешь ты одна. Венера? Мы не боги, ярости людей... Героиня Греховой не желает быть ни вещью, ни золотой рыбкой. Даже богиня домашнего очага вызывает у нее двой­ ственное чувство преклонения и жалости: в задушевном интимном разговоре поэта с нею раскрывается неудовлетворенная по­ требность женщины решать более сложные задачи. Скажут: аллегория —весьма старый прием, а спутник, Венера, золотая рыбка, богиня домашнего очага —это все алле­ гории .. Между прочим, разговоры о форме, о единстве формы и содержания так же ста­ ры, как прием аллегории, однако они ве дутся из года в год, из века в век, потому что существует поэзия, существует любовь, которая, несмотря на устойчивость литера- "'урчих приемов, каждый раз находит воз- мсжность выразить себя по новому У поэ­ та Греховой есть свое содержание, и при­ емы, избранные ею (в том числе аллего­ ричность). отвечают этому содержанию. Чирическая героиня Греховой не берет в руки лопату или винтовку, не бродит по тайге, но она живет не менее напряженной жизнью, чем ге кто «копают, ворочают камни», она пристально всматривается в человеческие судьбы и подмечает в людях и в себе такое, что составляет подлинную поэтическую ценность. И. Т р о ф и м о в ПЕВЕЦ МУЖЕСТВА НАРОДНОГО Б ольно сознавать, что его, уже нет с нами. Не* могу смириться с мыслью, что поэт уже никогда не возьмет в руки эту буквально выстраданную им книгу — исто­ рическую повесть «На Старой Смоленской дороге»1. Имя Николая Рыленкова с чув­ ством глубочайшего уважения привносит каждый, кому дорога русская культура и отечественная поэзия. С родной смоленской землей, с ее живительной природой и чудес­ ными людьми он был связан каждой своей строкой, каждым вдохновенным словом, все­ ми своими чаяниями и думами. Автор дол­ гие годы вынашивал и обдумывал это про­ изведение. «Я писал стихи о родной рус­ ской природе,—вспоминал Рыленков,—о милых моему сердцу полях и перелесках^, но от воспоминаний детства то и дело обра­ щался к истокам Руси... Я написал поэму «Великая Замятия» —о восстании смолен­ ских черных людей в XV веке и поэму «Скоморох Овсей «колобок» —о героичес­ кой борьбе русского народа с иноземными захватчиками и начале XVII века Но это все было для меня только подступами к теме наводной войны 1812 года, войны, которая определяла весь характер русской литерату­ ры XIX века, весь ход русской истории. На моем столе лежали и книги моего детст­ ва _ «Отечественная пойна 1812 года в пре­ делах Смоленской губернии» В Л. Воронов- ского и «Смоленская губерния в 1812 году» В. И. Грачева, ставшие уже библиографи­ ческой редкостью и с большим трудом раз­ добытые у букинистов» В годы войны погиб архив поэта, но его никогда не оставляла мысль о продолжении задуманной им книги о героях 1812 года. Командир саперного взвода, защищающе­ го знаменитое Бородино, военный журна­ лист, работник штаба партизанского движе­ ния Западного фррнта, Рыленков повсюду воочию видел, как в отпадные, тревожные дни Великой Отечественной войны в народе еще более свято хранилась память о леген­ дарных героях 1812 года, как вдохновляют внуков подвиги их дедов. Автор подгото­ вил большую книгу о героях-партизанах 1812 года, но в условиях военного времени она выйти не могла. Зато собранные Рыжи­ ковым материалы пригодились потом в рабо­ те над большой исторической повестью «На Стагой Смоленской довоге». В сущности, ' Н и к о л а й Н ы л е н к о в На Старой Смо­ ленской дороге. Повесть. М., «Московский рабо­ чий, 1869.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2