Сибирские огни № 02 - 1970
писать стало привычно, типично, модно. Стихотворение «Ночью» могло бы принад лежать и не Римме Казаковой. Грехова такие стихи писать не может. Она не становится в общий ряд. Ее внутрен няя раскованность совсем другого проис хождения. Осознанная доверчивость подра зумевает сдержанность чувств. Она знает, что женщине совсем не забава — и стро ить, и рожать. Для Греховой это очень де ликатная, трудная и ответственная тема. Уснули девочка уснула. И длился сон ее. как стон. Уснула девочка сутуло, упали волосы на стол. А таракану, словно милость, досталась крошка со стола. И тело ж енское томилось, п о куд а девочка спала. Капель позванивала тонко. Печален сои в начале дня. Я принесу тебе ребенка, ты только разбуди меня... Вспоминается «Некрасивая девочка» Н. Заболоцкого: «Младенческая грация ду ши уже сквозит в любом ее движенье». Любовное отношение к ребенку роднит эти два стихотворения. Но Грехова смотрит на девочку глазами поэта-женщины и видит в ней не грацию души, а родственную ду шу, она не рассуждает, она вкладывает в стихотворение свое собственное женское волнение и желание иметь ребенка. До мастерства Заболоцкого ей далеко, но кое- что из его приемов она усвоила. Умение вместить в одну небольшую картину, в один миг пространственные и временные пред ставления разных планов —одна из силь нейших сторон поэтического таланта. Иног да удачно, иногда неудачно, Грехова ис пользует этот прием на полную мощность. Отказываясь oí прямолинейного, лобо вого сопоставления своего личного опыта с окружающим миром, она рисует его таким, каков он есть на самом деле, а не каким он кажется или хочет видеть его поэт, и через подробности окружающего раскрыва ет свой внутренний мир. Вот еще одна уснувшая. В «Песне о времени» спит женщина на лугу— в свер кании стрекоз, ярых трав, спиц велосипе да, солнца. В эту идиллическую картину врываются грозовые раскаты века. Вот человек — он весь в твоих руках... Перешагни —ты всемогуще, Время« Ты знаешь все — как велика Россия, ' и невес< мы “истые стрекозы, и где висит ракета, как росинка, на ниточке последнего психоза. Уже июль я луг eme не скошен. Вот человек, уставший от земли. И медленно над ним кружится коршун. и медленно качаются шмели, вонзившись в дозревающие травы. И краток миг, и бесконечен миг... Грехова сознательно замедляет, оста навливает время, чтобы разглядеть лучшие стопоны сложного, противоречивою мира. Знай, что не существует Ноева ковчега; она противопоставляет разрушительной си ле времени незащищенность дозревающих трав, усталой женщины, природы и верит в эту незащищенность, потому что ей больше ничего не остается, как верить И заклинать всемогущее время: «Постой, по стой посередине лета,—заплачь о том, что мир несотворим». И'это сказано чисто по- женски. Слез, конечно, можно было, избе жать. Время все равно не заплачет, оно неумолимо катится своим чередом. Но в том и притягательная сила таких стихов, что они написаны поэтом-женщиной, а не Заболоцким, например, который напишет и лучше, да не так. Обостренное чувство тревоги свойствен но Греховой в значительной степени. За долго до трагической гибели космонавта В. Комарова написана «Баллада о сго ревшем спутнике». Разумеется, никаких зловещих предчувствий не было. Былд точное ощущение и понимание грандиоз ности космических экспериментов, когда естественно предполагать, что на пороге великих открытий возможны просчеты и ошибки и кто-то из первооткрывателей дол жен жертвовать собой. Волновала Грехову не столько космонавтика, сколько тема одиночества. Сгоревший спутник восприни мается как аллегория человека, потерявше го связь с землей. Когда-нибудь пассажир ские космические корабли станут бороздить просторы Вселенной с безопасностью реч ных трамваев, но проблема человеческого счастья или несчастья, в том числе и оди ночества наверное, будет существовать и тогда. В «Балладе» нет каких-либо кон структивных предложений на этот счет, как нет их вообще в стихах Греховой, но есть в ней своеобразная постановка вопро са об ответственности всех за каждого че ловека на земле, она вся направлена против равнодушия, черствости. успокоенности, против «космического безветрия». Тема одиночества не случайна для Греховой. Она пришла из опыта любви и серьезных раздумий о предназначении жен щины. «О, нарисуй меня прозрачной», «Глупая песня», «Венера», «Построй мне до мик из песка». «Песня о богине домашне го очага», «Золотая рыбка», «Колыбельная песня», «Песня бабьего лета», «Лодка» — это своеобразная хроника становления жен ского характера, история любви. Ослепленная новизной ощущений, пер вая, робкая, стыдливая любовь («Я всё, как девочка на шаре, боюсь на землю соскользнуть»), первые грустно иронические оглядки на минувшее детство, нежные по лупризнания в письмах к матери—сменя ются чувством неотвратимости новой, взро слой жизни, решительностью, ожиданием больших испытаний. Теперь не поможет усталая мзть бежать от сумы и тюрьмы. О чем она пллчет — не нам понимать, покуда не матери мы«
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2