Сибирские огни № 02 - 1970
писала в предисловии к первой ее книжке Е. К. Стюарт.—Неповторимость, какая-то «единственность» интонаций и образов сра зу же завоевывает читателя, действуя на него так, что он послушно идет за поэтом даже тогда, когда еще не вполне осознал, чем же так притягателен для него поэти ческий мир автора. Может быть, это со чувствие читателя —награда за то, что поэт с доверчигой раскованностью, с пол ной душевной свободой поверяет ему свои тайны, открывает свои клады, делится сво ими открытиями, даже и не думая о том, что это — тайны, клады, открытия. Стихи Н. Греховой как дыхание —то спокойное, то прерванное волнением: «Наверно, такое уж это время баламутных и гордых весенних снов...» Имя этого времени —мо лодость» Через год на книжку появилась рецен зия И. Роднянской в журнале «Знамя» (1966, № 9). Критик засвидетельствовал чудо рождения еще одного поэта, наделен ного «веществом поэзии»... Прошло еще три года. Вышла вторая книжка Нины Греховой1, увы, на этот раз совсем незамеченная критикой, хотя имя Греховой довольно известно среди молоде жи. Подборка ее стихов в журнале «Сме на» вызвала поток читательских откликов В чем же причина такой популярности?. Мне кажется, Дело тут вовсе не в мо лодом возрасте. Грехова не так уж молода, это человек со сложившимся характером, с немалым и трудным жизненным опытом, с определившимися взглядами на жизнь и творчество. К тому же, если учесть, что в некоторых стихах она старше рвоих лет, придется говорить о неповторимости, «един ственности» интонации и образов не как об особенностях дарования (такой «един ственностью» обладает всякий истинный та лант), а как о своеобразии поэтического характера, авторской позиции, об искус стве как поведении в жизни и литературе. Доверчивость ступае! очень тихо. Пусть будет мягко молодой траве. И муравью на утренней тропе дорогу уступает ^уравьиха... Возьми с меня какую хочешь плату! Пускай лучи струятся по ножу — я подойду и гол ву на плаху, как будто на колени, положу. Доверчивость знает, что она бывает из лишне доверчива, но не может поступать иначе. С тихой грустью признаваясь, в этом себе, осознавшая сама себя, доверчивость остается верной своей природе. Конечно, речь идет здесь о взрослой, глубоко-чело веческой. женской доверчивости, ничего об щего не имеющей с наивностью детства или инфантильной юности. Добротой, мягкой задушевностью про свечены все стихи Нины Греховой. Любовь 1 Н и н а Г р е х о в а . Стихи. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1968. и нежность,— не выдуманная, не деклара тивная,—настоящая, выстраданная любовь составляет таинственное «вещество поэ зии». Но проще простого — цитировать хо рошие стихи и говорить: родился еще один поэт. Труднее —объяснять явление, назы-’ вать вещи своими именами. Нина Грехова отличается от многих других лоэтов-женщин прежде всего тем,, что не становится в позу борца за жен ское равноправие, не противопоставляет женщин другой половине рода человечес кого, ей хватает своих забот и волнений,, и долю женскую она видит не из окна ва гона, а познает на собственном опыте. Некоторые поэты, приметив лом или лопату в женских руках, тотчас берутся воспевать физическую и нравственную си лу женщин, хотя прекрасно понимают, что инструменты эти, в общем-то, не для жен ских рук Иногда им удается убить двух зайцев сразу и «рабочую бабу» воспеть, и одновременно защитить ее от «черствых и слепых» мужчин, заставивших выпол нять неженскую работу. Не за тем, чтобы противопоставить одного поэга другому, привожу стихотворение Риммы Казаковой «Ночью» из книги «Стихи», выпущенной издательством «Советская Россия». На мой взгляд, оно Вобрало в себя наиболее распространенные черты современной лири ки поэтов-женщин о женщинах. В этом стихотворении говорится о том, как ночью женщины (у Риммы Казаковой —«бабы») чинят дорогу —«копают, ворочают камни... и громкие песни орут». Когда еще взыщется строго с кого-то, кто черств или слеп. А бабы починят дорогу себе и народу на хлеб. Им все по плечу Все печали, все радости. Взлет и разм ах (?). Как гордо белеют печати из -рук на тяжелых ломах! Я тоже такая же баба Мне тот же экзамен держать. Мне тоже как будто забава (? !) и строить, и жать, и рожать. Я верю распаренным бабам, и очень м не хочется к ним (? )Л где- пахнет здоровым и банным., железным и земляным. Чтоб плечи сводило до рези. Чтоб утром, намаявшись в дым, присев на холодные рельсы, хрустетг огурцом молодым... (?) Тут уж не до изящества —ни женско- го, ни поэтического. Успеть бы правду-матку сказать А между тем, она, эта правда, сомнительна Конечно, можно не заметить, что автор желает быть «огурцом молодым» и хрустеть на рельсах, что из всего много образия чувств он припечатал к ломам единственное —гордость Это, гак сказать, дело вкуса. Но как быть с признанием женщины, для которой «как будто заба ва— и строить, и жать, и рожать»?.. Подобных, залихватски боевитых стихов о женщинах сейчас пруд пруди. И пишут их, в основном, сами женщины. Это не только литературный шаблон, но еще иза урядный литературный характер. Так
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2