Сибирские огни № 02 - 1970

мысления нового в человеке. А В. Панков существенно дополняет это положение, го­ воря о необходимости для современного ху­ дожника видеть и понимать связь обще­ ства и личности в конкретно-исторических условиях, именно в этом и заключается подлинный историзм мышления. Но в книге есть и очень ощутимый про бел: почти ничего не говорится' о литера туре тридцатых годов, а сегодня есть все основания строго объективно и правдиво осветить этот трудный период в истории непрерывно развивавшейся нашей литера туры. Еще существенней, пожалуй, следую щее. Во многих статьях содержатся от дельные замечания, направленные против буржуазной идеологии, модернизма, дека дентства. «Горький был непримиримым про тивником буржуазного мира, ой был убеж денным и страстным противником дека дентской идеологии и декадентского не кусства»,—напоминает А. Дымшиц. Но именно поэтому, продолжая и развивая горьковские традиции, следовало бы боль ше внимания уделить этой теме, вплот: до включения специальной статьи. Конечно, сборник посвящен прежде все го нашим творческим достижениям. Н< разве не выиграло бы, не обогатилось бы его содержание, если бы в его состав во шли статьи о неверных, ошибочных тен денциях в творчестве отдельных писа гелей? В нескольких статьях упоминается о такой опасности, как серые, ремесленные сочинения. Но все эти упоминания носят какой-то академически спокойный, безад ресный характер. Между тем, в статье В. Щербины хорошо и правильно говорит ся: «В свете настоятельной потребности времени — эстетически освоить сложность судеб и путей современного человека — на первый план (подчеркнуто мной.—Л. Ф.) выдвинулась существеннейшая задача борьбы с упрощенностью, иллюстратив­ ностью, ремесленнической стереотипно стью, в какие бы формы они ни рядились». Но, к сожалению, так верно сформулировав задачу, автор не попытал ся сам проявить нетерпимость по отноше­ нию к конкретным проявлениям этого зла Наоборот, он даже написал: «В произве­ дениях .посредственных и плохих писате лей, как правило (подчеркнуто мной,— Л. Ф), жизнь выглядит схематизирован ной, обедненной, лишенной богатства кра­ сок». В такой формулировке сам факт су­ ществования плохих писателей словно бы амнистируется, ибо допускается, что в ви­ де исключения они способны создавать произведения подлинно художественные. Но тогда почему же они плохие? бчевидно, все дело здесь в небрежно­ сти, в стилистической неточности. Прихо­ дится отметить, что книга вообще недоста­ точно , отредактирована. Конечно, перед редактором В. Кургановой стояла сложная задача: она имела дело с уже публиковав­ шимися текстами. И все-таки она была обязана проявить больше требовательности, чуткости к слову и просто элементарной внимательности. Книга очень испорчена опечатками, подчас искажающими смысл. Например вместо указания на недопусти­ мость требовать от художника «лобо­ вого осуждения или восхваления», » статье В. Щербины отвергается требование «любого - осуждения или восхваления», и тем самым автору приписано обратное тому, что он хотел написать. А в статье В. Чалмаева содержится указание, что «Чапаев» Дм. Фурманова и «Как закаля­ лась сталь» Н. Островского появились яко­ бы в один и тот же 1923 год. Отнюдь не свидетельствует о доброка­ чественном редактировании и такая, йапри% мер, подробность: «маленькая докторша* К. Симонова именуется то, как и положе­ но, Таней Овсянниковой, то — неизвестно почему —Таней Овчинниковой, а Артемьев переименован в Артемова. Вряд ли имел право редактор пропустить в статье В. Чал­ маева такой стилистический оборот: «Про­ цесс рождения нового человеческого кол­ лектива как главная тема «Железного по­ тока^, выдвижение, из нее (из темы? — Л. Ф.) героев и вождей выражающих со­ циальный и нравственный опыт ее (темы? — Л. Ф.)», и т. д. К сожалению, это не един­ ственный пример забвения правил грам­ матики Книги критиков адресованы прежде всего филологам, преподавателям, студен­ там. Они должны быть образцов филоло­ гической культуры, непременно должны учить бережному отношению к русскому литературному языку. Поэтому никак нель­ зя проходить мимо таких огрехов редакти­ рования, хотя бы они лишь незначительно снижали общую ценность книги. Давно известно, что чем полезнее и нужнее книга, гем большего внимания она требует. Комиссии по критике и литературоведе­ нию Союза писателей РСФСР, подготовив­ шей к печати этот весьма содержательный сборник, следует развивать свою плодо­ творную инициативу по объединению сил нашей критики на основе партийных, ле­ нинских позиций. Необходимы новые кни­ ги подобного типа, способствующие разра­ ботке теории социалистического реализма и дальнейшему подъему литературы. А. К у п н о I / ОСОЗНАННАЯ НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ В нутренний мир молодого поэта Нины 1рехор,ой предстает. в стихах "очень" наполненным, богатым, индивидуальным,— 12 Сибирские огни № 2 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2