Сибирские огни № 02 - 1970
далеко идущими последствиями, вплоть до проникновения в печать высказываний, искажающих марксистские взгляды. Кол лективный труд наших ведущих критиков доказывает: чаще всего у этих ошибок и заблуждений отнюдь не социальная, а толь ко методологическая причина: если не пря мое невежество некоторых пишущих (впро чем, к сожалению, бывает и так), то уж, во всяком случае, их полное незнакомство с марксистской диалектикой. Сколько копий было поломано, напри мер, в дискуссии о правде факта. Одни призывали к абсолютизации отдельного факта, другие —к его игнорированию. А между тем,' несмотря на всю глубину раз ногласий, противники были в методологи ческом отношении единомышленниками, ибо в основе их позиции лежали субъективизм и метафизика. Очень своевременно напоми нает А. Дымшйн давние изречения М. Горь кого: «Нужна верность не фактам, а —пси хологии факта», «Факт еще не вся правда, он —только сырье, из которого следует вы плавить, извлечь настоящую правду ис кусства». Поклонение факту — без его осмысле ния, без его классовой оценки —один из самых распространенных приемов буржуаз ной пропаганды, -поэтому справедлив и не обходим вывод В. Щербины: «Псевдодоку- ментализм в настоящее время —одна из основных форм полемики с социалистичес кой идеологией, выражения неверия в си лу идей». Но нельзя забывать и о том, что сле пота в отношении фактов, их волюнтарист ское отбрасывание в свою очередь недо пустимы и опасны. А. Коган, вспоминая творчество фронтовиков, недаром цитиру ет статью Ю Жукова «Военный коррес пондент». Приведя старое журналистское правило- «Пишем, что наблюдаем, чего не наблюдаем, того не пишем», Ю Жуков так комментирует это изречение: «Если бы у корпуса военных корреспондентов был герб, на нем следовало бы высечь эти слова». Факты— строительный материал искусства, без них художник может возводить толь ко воздушные замки, и поэтому он должен знать факты, в том числе и те, которые характеризуют наши трудности, беды, и не достатки. Но знать мало. «Надо безбояз ненно, точно и справедливо оценивать са* мые сложные и противоречивые явления»,— писал Б. Рюриков. «Знать — для того,-что бы лучше бороться....» — пишет А. Дым- шиц. А свое окончательное завершение эта мысль находит в статье В Озерова; «Уме ние понять сложившиеся обстоятельства и умение преобразовывать их в свете ком мунистического идеала —вот в чем совет ские писатели справедливо видя г силу и значительность положительного героя на шего искусства». И поэтому абсолютно прав В. Новиков, который в статье «Ак тивность художественного творчества» воз вращается к горьковским мыслям и напо минает, что сила искусства — не в регист рации фактов, а в художественном осво ении, воссоздании (и даже, как говорит современная марксистская эстетика, в пе ресоздании) жизни. «Социалистический реализм,—справедли во пишет В. Новиков,—тем и притягивает к себе художников, что учитывает диалек тику субъективного и объективного». В. Щербина развивает эту мысль, напоми ная, что «Ленин выделяет активный харак тер взаимодействия бытия и творчества. Отображение жизни в искусстве немыслимо вне творческой индивидуальности; в худо жественном познании диалектически спле тается отражение объекта и выражение личности художника». К этому следовало бы только добавить, что в своих статьях о Льве Толстом В. И. Ленин гениально показал, что в са мой личности художника, в его мировоз зрении, в его позиции также отражается объективная жизнь во всей ее сложности и противоречивости. К ленинским работам обращаются ав торы сборника, решая такой актуальный вопрос, как вопрос о национальном харак тере социалистического искусства. «В наше время,—предостерегающе писал Б. Рюри ков,—кое-где поднимает голову национа лизм, знаменующий отказ от общих рево люционных освободительных задач трудя щихся всех стран» Одновременно Б. Рюри ков напоминает известные слова Ленина о «национальной гордости великороссов» и тем самым подготавливает читателя к вос приятию очень верных и глубоких высказы ваний А. Макарова: «Одной из существен ных задач искусства мне всегда представля лось постижение народного характера в его многосторонности, его национальной сути, в том сокровенном, что позволяет нам понять и объяснить поведение народа в истории я даже предугадать это поведение в бу дущем». Сборник, таким образом, не только от ражает сегодняшний день теории социали стического реализма, но вносит определен ную и всем нам необходимую ясность в решение многих актуальных и важных вопросов. Книга «Революция. Герой. Литерату ра» —бесспорно, в известной мере, книга итогов развития нашей критической мысли. И поэтому, хотя не положено критиковать книги за то, что в них отсутствует, на этот раз такой упрек в адрес составителя Г. Ершова представляется закономерным, В книге точнее в статьях В. Сурганова, A. Михайлова, Л. Фоменко, В. Баранова, B. Гуры, достаточно серьезно освещаются первые голы становления советской литера туры Интересные попытки обобщить тен денции современною литературного процес са сделаны в статьях Б Бурсова, В. Пан кова, И. Гринберга Прав Б. Бурсов, 'настаивая на том, что важнейшим критерием художественной зна чительности нашей литературы становится ее идейная глубина, мера понимания и ос
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2