Сибирские огни № 02 - 1970
себе никаких возражений не вызывает, но когда мы соотносим третью книгу трилогии с первыми двумя, то видим, что детальный биографизм и очерковая документальность в какой-то мере суживают набранную в ро мане «Первая любовь» эпическую емкость. Ефим Пермитин, как и его герои, всегда в пути. И мы вправе ждать новых радост ных встреч с ним и его героями. Л, Ф и н к КНИГА ИТОГОВ ГТочти все работы критиков, вошед- * *шие в книгу «Революция. Герой. Литература»1, писались и печатались в 1967 году, и это определило, их основную направленность, их единую главную тему. Собранные вместе, статьи дают как бы двойное отражение: достижений советской литературы, с одной стороны, современного уровня художественной критики—с другой. В 1967 году естественно возникла не обходимость подведения итогов нашего раз вития— и экономического, и политического, и культурного. Нужно было ответить и на вопрос о том, насколько успешно советская литература выполняла свой долг перед на родом и— шире —перед человечеством,. перед историей. В тезисах ЦК КПСС «50 лет Великой Октябрьской социалистической революции» с исчерпывающей ясностью говорится: «В стране выросли поколения людей, вос питанные в духе беззаветной преданности , коммунистическим идеалам, убежденные в правоте нашего великого дела. Выковался характер советского человека — борца, ре волюционера, сознательного труженика». Мысль о рождении нового социального ти па человека объединяет авторов сборника, как исходная позиция для решения вопроса о связи жизни и советской литературы. «Коренной вопрос искусства,—пишет А. Макаров,— вопрос о герое, имеющем право на выражение народного характера». «Каков он, советский человек?» —вот вопрос, который, в конечном счете, опреде ляет интерес к советскому искусству»,— вторит ему Л. Якименко. А в статье Г. Бров- мана четко и последовательно констати руется: «Пятьдесят лет созидания нового мира — это пятьдесят лет становления но вого человека, новой психологии, новой нравственности... И прежде всего притяга тельным для художника является новый человек, формирование его характера, диа лектика его души, отражающая непрестан ное движение времени». ' 1 Революция. Герой. Литература. М., «Сов. Россия», 1969. Строгий научный анализ полувекового- пути советской литературы позволяет сде лать вывод, что сложнейшая, воистину но ваторская историческая задача была реше на и что именно в этом проявилось торже ство нового творческого метода —социали стического реализма. От такого общего вывода мысль критиков закономерно идет в двух направ лениях: как конкретно складывалось пости жение характера нового человека, как вырабатывались и развивались основные принципы нового метода. Авторор сборника объединяет призна ние общественной активности ведущей особенностью характера советского челове ка. При этом утверждение активно-дей ствующего героя позволяет им доказательно отстаивать общественную активность само го искусства. Читая статьи, мы непрерывно убеждаем ся в наличии двусторонней диалектической связи действительности и ее образного от ражения, видим, как новое в литературе сначала определяется новым в жизни, а за тем способствует его распросграненню- и торжеству. Сильная сторона сборника —безуслов ная верность его авторов принципу историз ма. Опора на факты позволяет избежать односторонности и логического схематизма. Так, например. В. Озеров показывает, что содержание раннего периода советской литературы нельзя свести к конструкции — «от массы к личности», хотя недопустима и крайне упрощенная точка зрения, что «советские писатели сразу же поставили в центр своего внимания образ участника революции в его духовном развитии». Та кая концепция, как верно указывает В. Озе ров, игнорирует «конкретные факты литера турного движения тех лет», когда «на са мом деле главным художественным откры тием искусства был образ массы». Борьба с односторонностью, с задан- ностью. априорностью критической мысли имеет самое актуальное значение. Сборник очень нужен и полезен именно потому, что абсолютное большинство его статей осно вано на диалектическом исследовании проб лем жизни и литературы и позволяет уви деть все преимущества такого подхода над узостью и ограниченностью метафизики. В. Панков назвал свою статью «Чувство движения», и это очень точно характери зует не только одно из важнейших досто инств советской литературы, но и достоин ство самой критики, опирающейся на марксистскую диалектику. Как соотносятся правда отдельного фак та и правда жизни, правда времени? Про тивостоят ли друг другу утверждение на ционального характера и пролетарский интернационализм? В чем основной пафос советской литературы —в поддержке по зитивных начал жизни или в критике, в об личении? Сколько таких вопросов возникает в журнальных и газетных баталиях послед-' него времени! Их неверное решение чревато
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2