Сибирские огни № 02 - 1970
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Э. Ш и н ВСЕГДА С ЧИТАТЕЛЕМ Ефима Николаевича Пермитина не 'надо представлять. Его знают, книги его любят. «Этот всегда с читате лем,— заметил как-то Георгий Марков.— Большое это счастье для писателя, самая высокая оценка его труда». Еще в конце двадцатых годов на суд крестьян коммуны «Майское утро» была вы несена первая книга Е. Пермитина. По до стоинству оценили слушатели А. Топорова первую работу писателя сибиряка. «От слов его чутко»,— говорила тогда одна из слуша тельниц. Другой крестьянин заметил: «По- староверски скажет автор—любо слухать, и по-своему, по литературному скажет — подходит!.. Вот как востро, вот как востро!» {А. Топоров. Крестьяне о писателях, М., 1967, стр. 211, 216, 217). С тех пор, как в далекой алтайской де ревне столь непосредственно обсуждали первый роман Е. Пермитина «Капкан», прошло более сорока лет И читатель ны не иной, и писатель за эго время изменил ся. А сочинения Пермитина и сейчас не лежат на полках, они по-прежнему с чи тателем. Недавно в журнале «Москва» опубли кована нонан работа Е. Пермитина —«По эма о лесах»1, завершающая автобиогра фическую трилогию писателя «Первая любовь». Две книги, предшествующие «Поэме о лесах», представляют собой подробное и неторопливое повествование об Алексее Ро- 1 Ефим Пермитин. Поэма о лесах. «Москва», 1069, № 4—5. котове, формирование личности которого совпало с такими крупными историческими событиями, как империалистическая война, Февральская революция, октябрьские собы тия й гражданская война. Трудный и про тиворечивый путь прошел центральный пер сонаж трилогии, пока нашел свое место в строю со)идателей новой жизни. Действие последней, третьей книги охва тывает исторический отрезок со времен нэпа до конца тридцатых годов. Алексей Роко тов теперь переживает свое рождение, как писатель, настойчиво и упорно идущий к зрелости. Начиналось все буднично и труд но, но вместе с этим и поэтично. «Писать и писать бы без передышки, стараясь как можно точнее, ярче, поэтичнее запечатлеть все, что, как вихрь, проносилось перед гла зами»,—размышляет начинающий писа тель... Но —«ощутимы ли богатство и кра сота родной земли: лицо моей родины? Картины природы должны писаться не только словами, но и их музыкальным звучанием- в них и время, и краски, и за пахи,—трехмерность, к которой всю жизнь стремился Флобер .» Такой трехмерности достигает Е Пермитин в лучших сценах своей «Поэмы о лесах». Органический сплав поэтических дета лей и точно выписанных пейзажей, ли[уг- ческих отступлений и размышлений о ху дожественном мастерстве, раздумий о сво их товарищах и времени, в которое проте кала их жизнь,—все это делает понятным и даже необходимым в заглавии романа слово «поэма». В одной из своих бесед М. Светлов советовал, молодым поэтам добиваться то го, чтобы в их стихах толчками пульсиро вала артериальная, а не венозная кровь. Если внимателгно всмотреться в пейтаж- ные картины Е Пет митина, о станет ясно, в чем секрет их поэтичности. Здесь пуль сирует кровь, до предета насыщенная кислородом. Оттого то зарисовки эти так богаты воздухом, светом. Они живы автор ским отношением к изображаемому —отно шением бережным и любовным. Как из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2