Сибирские огни № 02 - 1970

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Э. Ш и н ВСЕГДА С ЧИТАТЕЛЕМ Ефима Николаевича Пермитина не 'надо представлять. Его знают, книги его любят. «Этот всегда с читате­ лем,— заметил как-то Георгий Марков.— Большое это счастье для писателя, самая высокая оценка его труда». Еще в конце двадцатых годов на суд крестьян коммуны «Майское утро» была вы­ несена первая книга Е. Пермитина. По до­ стоинству оценили слушатели А. Топорова первую работу писателя сибиряка. «От слов его чутко»,— говорила тогда одна из слуша­ тельниц. Другой крестьянин заметил: «По- староверски скажет автор—любо слухать, и по-своему, по литературному скажет — подходит!.. Вот как востро, вот как востро!» {А. Топоров. Крестьяне о писателях, М., 1967, стр. 211, 216, 217). С тех пор, как в далекой алтайской де­ ревне столь непосредственно обсуждали первый роман Е. Пермитина «Капкан», прошло более сорока лет И читатель ны­ не иной, и писатель за эго время изменил­ ся. А сочинения Пермитина и сейчас не лежат на полках, они по-прежнему с чи­ тателем. Недавно в журнале «Москва» опубли­ кована нонан работа Е. Пермитина —«По­ эма о лесах»1, завершающая автобиогра­ фическую трилогию писателя «Первая любовь». Две книги, предшествующие «Поэме о лесах», представляют собой подробное и неторопливое повествование об Алексее Ро- 1 Ефим Пермитин. Поэма о лесах. «Москва», 1069, № 4—5. котове, формирование личности которого совпало с такими крупными историческими событиями, как империалистическая война, Февральская революция, октябрьские собы­ тия й гражданская война. Трудный и про­ тиворечивый путь прошел центральный пер­ сонаж трилогии, пока нашел свое место в строю со)идателей новой жизни. Действие последней, третьей книги охва­ тывает исторический отрезок со времен нэпа до конца тридцатых годов. Алексей Роко­ тов теперь переживает свое рождение, как писатель, настойчиво и упорно идущий к зрелости. Начиналось все буднично и труд­ но, но вместе с этим и поэтично. «Писать и писать бы без передышки, стараясь как можно точнее, ярче, поэтичнее запечатлеть все, что, как вихрь, проносилось перед гла­ зами»,—размышляет начинающий писа­ тель... Но —«ощутимы ли богатство и кра­ сота родной земли: лицо моей родины? Картины природы должны писаться не только словами, но и их музыкальным звучанием- в них и время, и краски, и за­ пахи,—трехмерность, к которой всю жизнь стремился Флобер .» Такой трехмерности достигает Е Пермитин в лучших сценах своей «Поэмы о лесах». Органический сплав поэтических дета­ лей и точно выписанных пейзажей, ли[уг- ческих отступлений и размышлений о ху­ дожественном мастерстве, раздумий о сво­ их товарищах и времени, в которое проте­ кала их жизнь,—все это делает понятным и даже необходимым в заглавии романа слово «поэма». В одной из своих бесед М. Светлов советовал, молодым поэтам добиваться то­ го, чтобы в их стихах толчками пульсиро­ вала артериальная, а не венозная кровь. Если внимателгно всмотреться в пейтаж- ные картины Е Пет митина, о станет ясно, в чем секрет их поэтичности. Здесь пуль­ сирует кровь, до предета насыщенная кислородом. Оттого то зарисовки эти так богаты воздухом, светом. Они живы автор­ ским отношением к изображаемому —отно­ шением бережным и любовным. Как из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2