Сибирские огни № 02 - 1970

ры— главная причина возникновения под­ линно возрожденческого искусства. На деревьях рождаются листья. Из щетины рождаются кисти, Холст растрескивается с хрустом. И смывается всякая плесень... Поэт переводит дыхание, заканчивает с торжеством: Дело пахнет искусством. Человечеству хочется песен. Еще сильнее, еще непосредственнее Мар­ тынов провозгласил примат действительно­ сти над художественным сознанием в ше­ стидесятом году: «Да будет так! Мое со­ знанье есть отраженье бытия!» Внешнее изображение быта, как худо­ жественный метод, органически чуждо Л. Мартынову, хотя он делал попытки в этом направлении. Неизмеримо свободнее он чувствует себя в стихии фантастики и гротеска. О нем вообще можно сказать словами Б. Пастернака: «Преображенной из его красильни выходят жизнь, действи­ тельность и быль». Именно преображение действительности, часто прихотливое, свое­ вольное, ассоциативное, становится веду­ щим творческим методом Мартынова. Инстинкт преображения, видоизменения, трансформации действительности лежит в самой природе человека,— в этом уверен Л. Мартынов, ибо считает, что «каждый человек умеет писать стихи, рисовать кар­ тины, сочинять музыку, короче говоря,— преобразовывать мир,—только захотеть надо!» В стихотворении «Вот лес. Он был густ» (1939) задолго до того, как Мартынов про­ возгласил, что весь мир творит он заново, выражена, по существу, та же идея искус­ ства, трансформирующего реальность. Поэт вырезал в лесу не хлыст, а «выдолбил дуд­ ку», н звук этой дудки, как кисть художни­ ка на чистом полотне, передает в преобра­ женном виде и мир природы и мир чело­ веческих страстей. По-своему мять, лепить глину бытия — неотъемлемое право худож­ ника. Мое это право! Я строю свою Державу, Где заново еср создаю! Эта мысль будет повторяться Мартыно­ вым на всех этапах творческого развития, будет варьироваться и в его лирике, и в его поэмах, потому что «дурацкое фотогра­ фическое совершенство некоторых худож­ ников» (Ван Гог) обличает прежде всего гражданскую и социальную пассивность этих художников, а Мартынов творчески активен, даже больше —он социально-акти­ вен от первой до последней строки. «В искусстве важна прежде всего досто­ верность чувств, а не достоверность фак­ тов»,— к такому выводу пришел В Тендря­ ков, писатель, которого трудно заподозрить в симпатиях к иррациональному, подсозна­ тельному в сфере человеческой психики. К этому выводу пришел Мартынов в конце двадцатых годов, и не только при­ шел, но постарался рассчитаться с искусст­ вом «достбверного факта» в стихотворении «Корреспондент» (1927). Надо заметить, что уже тогда Мартыно­ ва больше всего волновала проблема авто­ номии личности в сообществе «других». Уже тогда его занимали различия, если вспомнить здесь слова Маркса, «между ин­ дивидуумом как личностью и случайным индивидуумом», различия, который пред­ ставляют собою «исторический факт»1. Стихотворение «Корреспондент» авто­ биографично. Оно обращено к приятелю,, газетчику —двойнику авторского «я». Приятель, отдал молодость свою Ты в дар редакционному безделью. Парадоксальный ход мысли —гонка за «злобой дня» на поверку оказывается «без­ дельем'», пустой тратой времени и силз «ведь наших дней трескуч кинематограф», возможно ли поспеть за стремительным мельканием кадров, возможно ли все опи­ сать, все отобразить, на все откликнуться? И— не без иронии: Ведь Гепеу—наш вдумчивый биограф— И тот не в силах уследить за всем. Как же остановить этот изнурительный «бег на месте»? Как избавиться от обилия важного и незначительного, существенного и третьестепенного в творчестве? Выход один — необходимо стать личностью, необ­ ходимо все изменить, переиначить и в жизни, и в искусстве. Необходимо обрести такую духовную смелость и прозорливость, чтобы почувствовать себя «корреспонден­ том будущих .изданий», быть «вечности за­ ложником у времени в плену» (Б. Пастер­ нак). В «Корреспонденте» намечаются многие сквозные темы Мартынова: тема Луко­ морья («Сознанье, что планета велика, по­ жалуй, недоступно горожанам»), тема «Подсолнуха» —тема синтетического ис­ кусства («Я был в затерянных степях, где возрастают люди-корнеплоды»), тема рас- скрепощенного в творческих проявлениях человека («Так возвратил ои молодость свою»). Стихотворение заканчивается кан­ татой в честь поэтов, которые обрели есте­ ственность и свободу, ибо научились видеть действительность не линейно, не плоскост- но, а в синтезе, в совокупности разных ,из­ мерений, разных — по времени —точек, зрения: О, здравый цензор! Беспокойны мы, Подвержены навязчивым идеям Но нам доступно посмотреть с кормы На берега, которыми владеем. Позднее в стихотворении «О, земля моя!» (1957) Мартынов с присущей ему по­ словичной емкостью высказал вновь эту мысль: «видеть жизнь с ее любой стороны яэ- 1К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2