Сибирские огни № 02 - 1970
ры— главная причина возникновения под линно возрожденческого искусства. На деревьях рождаются листья. Из щетины рождаются кисти, Холст растрескивается с хрустом. И смывается всякая плесень... Поэт переводит дыхание, заканчивает с торжеством: Дело пахнет искусством. Человечеству хочется песен. Еще сильнее, еще непосредственнее Мар тынов провозгласил примат действительно сти над художественным сознанием в ше стидесятом году: «Да будет так! Мое со знанье есть отраженье бытия!» Внешнее изображение быта, как худо жественный метод, органически чуждо Л. Мартынову, хотя он делал попытки в этом направлении. Неизмеримо свободнее он чувствует себя в стихии фантастики и гротеска. О нем вообще можно сказать словами Б. Пастернака: «Преображенной из его красильни выходят жизнь, действи тельность и быль». Именно преображение действительности, часто прихотливое, свое вольное, ассоциативное, становится веду щим творческим методом Мартынова. Инстинкт преображения, видоизменения, трансформации действительности лежит в самой природе человека,— в этом уверен Л. Мартынов, ибо считает, что «каждый человек умеет писать стихи, рисовать кар тины, сочинять музыку, короче говоря,— преобразовывать мир,—только захотеть надо!» В стихотворении «Вот лес. Он был густ» (1939) задолго до того, как Мартынов про возгласил, что весь мир творит он заново, выражена, по существу, та же идея искус ства, трансформирующего реальность. Поэт вырезал в лесу не хлыст, а «выдолбил дуд ку», н звук этой дудки, как кисть художни ка на чистом полотне, передает в преобра женном виде и мир природы и мир чело веческих страстей. По-своему мять, лепить глину бытия — неотъемлемое право худож ника. Мое это право! Я строю свою Державу, Где заново еср создаю! Эта мысль будет повторяться Мартыно вым на всех этапах творческого развития, будет варьироваться и в его лирике, и в его поэмах, потому что «дурацкое фотогра фическое совершенство некоторых худож ников» (Ван Гог) обличает прежде всего гражданскую и социальную пассивность этих художников, а Мартынов творчески активен, даже больше —он социально-акти вен от первой до последней строки. «В искусстве важна прежде всего досто верность чувств, а не достоверность фак тов»,— к такому выводу пришел В Тендря ков, писатель, которого трудно заподозрить в симпатиях к иррациональному, подсозна тельному в сфере человеческой психики. К этому выводу пришел Мартынов в конце двадцатых годов, и не только при шел, но постарался рассчитаться с искусст вом «достбверного факта» в стихотворении «Корреспондент» (1927). Надо заметить, что уже тогда Мартыно ва больше всего волновала проблема авто номии личности в сообществе «других». Уже тогда его занимали различия, если вспомнить здесь слова Маркса, «между ин дивидуумом как личностью и случайным индивидуумом», различия, который пред ставляют собою «исторический факт»1. Стихотворение «Корреспондент» авто биографично. Оно обращено к приятелю,, газетчику —двойнику авторского «я». Приятель, отдал молодость свою Ты в дар редакционному безделью. Парадоксальный ход мысли —гонка за «злобой дня» на поверку оказывается «без дельем'», пустой тратой времени и силз «ведь наших дней трескуч кинематограф», возможно ли поспеть за стремительным мельканием кадров, возможно ли все опи сать, все отобразить, на все откликнуться? И— не без иронии: Ведь Гепеу—наш вдумчивый биограф— И тот не в силах уследить за всем. Как же остановить этот изнурительный «бег на месте»? Как избавиться от обилия важного и незначительного, существенного и третьестепенного в творчестве? Выход один — необходимо стать личностью, необ ходимо все изменить, переиначить и в жизни, и в искусстве. Необходимо обрести такую духовную смелость и прозорливость, чтобы почувствовать себя «корреспонден том будущих .изданий», быть «вечности за ложником у времени в плену» (Б. Пастер нак). В «Корреспонденте» намечаются многие сквозные темы Мартынова: тема Луко морья («Сознанье, что планета велика, по жалуй, недоступно горожанам»), тема «Подсолнуха» —тема синтетического ис кусства («Я был в затерянных степях, где возрастают люди-корнеплоды»), тема рас- скрепощенного в творческих проявлениях человека («Так возвратил ои молодость свою»). Стихотворение заканчивается кан татой в честь поэтов, которые обрели есте ственность и свободу, ибо научились видеть действительность не линейно, не плоскост- но, а в синтезе, в совокупности разных ,из мерений, разных — по времени —точек, зрения: О, здравый цензор! Беспокойны мы, Подвержены навязчивым идеям Но нам доступно посмотреть с кормы На берега, которыми владеем. Позднее в стихотворении «О, земля моя!» (1957) Мартынов с присущей ему по словичной емкостью высказал вновь эту мысль: «видеть жизнь с ее любой стороны яэ- 1К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2