Сибирские огни № 02 - 1970
публицистическом, научном изложении известны мало. Однако в критической ли тературе вряд ли есть более обстоятельный исследователь, проще сказать, толкователь мартыновской лирики, чем сам поэт. Держава, которую основал в современ ной поэзии Мартынов, имеет в его лице и строигеля-практика и теоретика. Можно за метить, что исследовательский дар Марты нова присутствует в его стихах о стихах, в его поэзии, посвященной проблемам ис кусства, равно как и в его научной лири ке или в лирике природы. Леонид Мартынов —поэт, одержимый идеей нравственного служения с ло вом. Служения людям, современникам, их по томкам, а не отдельной личности, какой бы культ ни создавался вокруг этой личности, какие бы усилия ни прилагались к тому, чтобы олицетворить в этой личности нацию, народ, государство. По самой природе сво его мироощущения Мартынов — внекульто- вый поэт. История—есть достояние общее, А не каких-нибудь отдельных лиц. Искусство слова для него —свободно избранная сфера, духовной деятельнности человека. Он подымает искусство на та кую высоту, которая недостижима для ме ценатства или утилитаризма. Искусство слова он ставит в такое положение, что надстроечные категории —наука, техника, политэкономия, юриспруденция —не могут идти в сравнение с той значительностью, силой воздейавия на умы и сердца людей, какое все-таки имеет поэзия. Художник формирует новую этику и мораль, он слу жит катализатором улучшения обществен ных нравов, он активно внедряет новые нормы поведения в человеческом общежи- ' тип, пропагандирует, делает их всеобщим достоянием Бот почему жизнь поэта это .непрерывный поиск того чудодейственного рычага, которым можно землю сдвинуть, «чего не мог и мудрый Архимед». Следовательно, автономность художест венной деятельности человека предопреде лена этим особым назначением искусства в сообществе людей. С одной стороны, искусство должно исправлять нравы, обли чать пороки — насилие, догматизм, ханже ство, лицемерие, трусость, и, с другой ло- роны, оно должно способствовать тому, чтобы «ровно бились чистые сердца», чтэ- бы людям достойным, самоотверженным, честным дышалось свободнее и легче. Мар тынов не поучает,—он или восторгается или негодует. А между этими «полюса ми» — множество оттенков живого челове- ческо'го чувства. Как велика, к примеру, эмоциональная нагрузка одного только чет веростишия «И вскользь мне бросила змея»: И вскользь мне бросила змея: —V каждого судьба своя! — Но я-то знал, что так нельзя— Жить, извиваясь и скользя. Здесь и обоснованная тревога поэта по поводу падения общественных нравов, в его призыв к бдительности, и его брезгли вость, и убежденность, что «жить так нель зя», что необходимо решительно бороться с проявлениями приспособленческой, мещан ской морали. Стихотворение «И вскользь мне бросила змея» возникло через десятки лет после того, как в стихах «Писатель слов и сочинитель фраз» (1927) Мартынов впервые определил ценйость художника по нравственно-эстетической значимости его произведений. Есть на земле высокое искусство— Будить в народе дремлющие чувства,-» так торжественно определил для себя моло дой Мартынов нравственно-философские предпосылки любого творчества, любого ху дожественного деяния. , В сознании Мартынова 20-х—30-х годов искусство даже приобретает некую само довлеющую роль. Искусство единственно вносит гармонию в мир снеговых вихрей и смятенных душ, оно —альфа и омега ми роустройства. Все акценты поэта простав лены на реальности искусства и иллюзорно сти действительности: не случайно в «Страннике» он придал искусству осязае мые черты, как осязаема статуя Аполлона в любом музее, а иллюзорные черты —бы тию. Связи искусства с конкретно-историче ской обстановкой мыслятся Мартыновым как ирреальные, призрачные связи. Поэт еще не умел с достаточной диалектической полнотой охватить проблему, которой о» посвятит долгие годы,— проблему взаимо отношений субъективного мира с миром объективным. Как по другому поводу, но точно сказал А. В. Луначарский, он «не с к о л ь к о т о пит о б ъ е к т и в ный мир в с у б ъ е к т и в ных вп е ча г л е - н и я х» (разрядка моя.— В. Д.). И в даль нейшем свое духовное «я» поэт будет.стре миться запечатлеть в полете, движении, ярком мерцании реалий, но между искусст вом и общественным базисом он наметчг обратные связи: не только искусство преоб разует жизнь, но и жизнь, в свою очередь, столь же активно преобразует, революцио низирует искусство,—эту многострукгур- ную подвижную надстройку над человече ским бытием. В известном стихотворении «Что-то но вое в мире. Человечеству хочется песен» (1948—1954) обновление искусства Мар тынов выводит уже не из его саморазвития, а из благотворных перемен, происходящих вокруг: весенний ветер —знак обновле ния —рождает гул и шум: Будто где-то в дали туманной За дрожащей мембраной Выпрямляется раб обнаженный. Исцеляется прокаженный Воскресает невинно казненный Что случилось, не. может представить? —Это я! —говорит.—Это я ведь' Оздоровление общественной атмосфе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2