Сибирские огни № 02 - 1970
суггестивной лирики из глубоководных сло ев жизни подымается на поверхность, нам очевиднее становится, что этот цикл или эти два-три стихотворения объединены общим лирическим переживанием, которое разви вается, усложняется, восходит к кульмина ции, и тем самым составляет единствен ную доминанту всего цикла. Это лирическое переживание не только цементирует стихи, оно позволяет нам открыть особые достоин ства таланта Мартынова: его психологиче скую достоверность, реализм противобор ствующих чувств, новизну и свежесть алле горического языка. В том же 1929 году Леонид Мартынов пишет стихотворение «Зеваки». Динамика образных контрастов опирается здесь на впечатления от весеннего ледохода, а не осенне-зимнего ледостава, как в «Тишине». Перед нами вновь река, протянувшаяся «от полночных низин до полдневных вы сот». Но условность в «Зеваках» приобре тает оттенок сатирического гротеска, осо бенно в первой части. «Зеваки» — гофманиана, оснащенная реалиями слякотного весеннего вечера, ког да «закат давно потух, зеленый пепел по небу развеяв», когда .на фантастически- взгорбившемся мосту собрались толпы зе вак и ротозеев. Лирическое переживание поэта осложнено его одновременным пребы ванием в двух ипостасях: он презирает обывательское любопытство, постыдную страсть к зрелищам, он —в восторге от сти хии, готовой вот-вот сокрушить все на сво ем пути. Отсюда перемена двух планов — отчуждения и гуманизации явлений приро ды. «Я помню разлагающийся снег, я помню лед паршивый, как короста», или: «Их мордочки сизели, точно студни, от холо да»,— вот примеры очевидного авторского отчуждения. И, наоборот, в стихотворении немало примеров гуманизации, когда поэт изображает мир в героическом озарении. Поэт страстно жаждет самораскрепощения природы от каких-то пут и темных сил: Скорее начинайте ледоход! Бросайте же баржу на пароход! Пускай река кольцуется, как кобра! Лирическое переживание поэта достигает апогея, разрешается гимном во славу ле дохода: Река взревела, мертвая вчера. В немом восторге корчились зеваки. Поразителен метафорический сдвиг, вы разившийся в противопоставлении двух явлений- «Река в з р е в е л а , мертвая вче ра. В н е мо м восторге корчились зеваки». Эта контрастность стиха, эта болезненная обнаженность чувств оправдана общей иде ей поэта: очищение в природе происходит через гибель, но гибель величавую, торжест венную. «Зеваки» должны вызвать катар сис, то просветляющее чувство, которое приходит через гибель обреченного на ги бель. Ведь именно так обречен на гибель этот старый проржавевший пароход: «И хрустнуло. И, мощен, величав, в кипящий омут скрылся в тот же миг он». Вселенским борением стихий сметена, сброшена в крутящийся водоворот «вся пена, мразь и всяческая слизь» —все рото зеи и зеваки. И поэт торжествует по пово ду этой расправы, свершившейся как бы мимоходом, как бы самой по себе. Чрезвычайно сложные по структуре и об разной конфигурации «Зеваки» в дальней шем образуют целый ряд сходных явле ний,—таковы «Сон подсолнуха», «Деревья», «Переправа», «Август» и многие другие стихи... Теперь мы сможем ответить на вопроса почему «фантастический реализм» стал в лирике Мартынова главным творческим методом? А для этого мы должны раскрыть его взгляды на роль и значение художника в обществе. Мы должны выяснить его по нимание сущности искусства вообще и ис кусства поэтического в частности. Как мы уже знаем, с самых первых ша гов в литературе Леонида Мартынова не отступно занимал «механизм» взаимоотно шений поэзии и современности, личности поэта и окружающей среды. Его художест венные воззрения никогда не были чем-то застывшим и неподвижным, ибо — по сло вам поэта —он «никогда не ощущал себя живущим в стабильном мире», никогда не искал твердо установленных творческих пра вил и догм. Так, например, в период рас цвета лирической деятельности у него вне запно возникает замысел создания гран диозного романа в стихах на тему из со временной жизни (1946). Однако подобные жанровые «скачки» и «катаклизмы» отнюдь не исключают единой идейно-эстетической системы, выношенной выстраданной поэтом с годами. Не без гордости Мартынов ска жет об этом постоянстве: Но Делаю я. Что хочу. За то меня земля и терпит: Как молот, бью. Как серн, блещу И трепещу, Как лунный Серпик. „Я СТРОЮ СВОЮ Д ЕРЖ АВ У .о " Леонид Мартынов не пишет програм мных статей, не выступает в печати с твор ческими декларациями, не пытается создать школу или студию стиха. Вообще к таким вещам, как студии, школы, направления, он относится без энтузиазма. «Ибо,— гово рит он,— все большие художники похожи друг на друга тем, что ни ча кого не похо жи, кроме как на самих себя»1 Таким образом, его взгляды по вопро сам теории искусства и литературы в 1 «Иностранная литература», 1958, №4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2