Сибирские огни № 02 - 1970
рациях, не в свете «юпитеров», а развертьр вается на равнинах и плоскогорьях неведо мой нам планеты. Каждое действо осве щается то фиолетово-красным солнцем, то зеленой луной, то погружается в вихревые белые сумерки, как погружается в них река Тишина: От полночных, низин до полдневных высот Семь тысяч и восемьсот Километров —и повсюду одна - Глубочайшая Тишина! Река Тишина становится подобной фан тастическим марсианским каналам, и по ней,, по этой темной пучине, плывут двое: он и она. Я гребу во тьме. Женщина сидит в корме. Кормовое весло у нее в руках, Но, конечно, че правит — я правлю сам! Позднее Леонид Мартынов как-то напи сал: «Мне не дает уснуть ход смутных го лосов». Этот хор голосов, звучащий в со знании поэта, он пытается закрепить в сло ве. сделать слышимым для всех. Он знает, что в людской натуре, как и в толпе, «есть сомнений многоборье», что эти сомненья звучат по-разному и каждому из них надо дать свой обертон. В «Тишине» до нас явст венно доносятся голоса благоразумия и одержимости, робости и смелости забвения и беззаветной любви. Личность поэта, та ким образом, словно атомное ядро, расщеп ляется, и среди многих расщепляющихся единиц выделяются два заряда —положи тельный и отрицательный, заряд и антиза ряд. Они могут быть персонифицированы местоимениями «ты» и «не ты». «Ты» —это нечто органически присущее тебе; «не ты»— это все, что противопоказано тебе, противо положно твоим наклонностям, твоему во- леустремлению. «Ты» и «не ты» —два по люса личности, два главных действующих лица психологических этюдов Леонида Мар тынова. Главными персонажами они явля ются и в «Реке Тишине». Кульминант —высшая точка развития этого напряженного действа заметна в не ожиданном, отрезвляющем вопросе: «Но погоди! Что ты скажешь хозяйке?» Погру жение в странный, ирреальный мир Тиши ны прерывается. Следует ответный вопрос: «Не понимаю, какой хозяйке?» Так может сказать человек, кокшый еще не очнулся от глубокого забытья. Проходит какое-то вре мя и ответ находится: * Слушай! Вот мой ответ — Реки Тишины нет. Нарушена тишина. Это твоя вина Но в диалектическом противоречии со сказанным следует концовка стиха. Нет! Это счастье твое. Сам ты нарушил ее, Ту глубочайшую' Тишину, У которой ты был в плену. Счастье кого-то другого, условно обо значенного нами как «не ты», здраво оце нивающего факты и формы бытия, заклю чается в том что для него действительно реки Тишины нет. Его пребывание в плену этих видений было настолько кратким, что это пребывание не стоит принимать в рас чет. Но для поэта (или для «ты»), который постоянно грезит въявь, вторжение здраво го рассудка —мучительно. Оно вызывает естественное желание вновь испытать смер тельно-опасную переправу через реку Тиши ну, испытать свое мужество, свою волю к победе. Мартынов-лирик со свойственной ему истовостью ученого-исследователя пошел сложным 'путем изучения «диалектики ду ши» человека, путем углубления в те обла сти чувства и сознания, которые «запре дельны» для традиционных поэтических систем. Но ч в этих запредельных областях он чувствует себя победителем —он не мо жет и не хочет смириться с утратой чего-то возвышенного, с превосходством трезвого расчета, здравого ума, ибо, в конце концов, это превосходство мнимое,—оно ведет к добровольному обеднению «не тебя». / Такова «Река Тишина», которую следу ет сравнить с другими стихотворениями Мартынова, чтобы художественные приемы, о которых мы говорим, были нагляднее, яснее. Дело в том, что стихи Мартынова тре буют активного прочтения, и все-таки, не зная этих приемов, не овладев ими, бегло му взгляду они представляются стихотвор ными шарадами, ребусами, загадками. Ряд стихотворений в отдельности, в изоляции друг от друга, действительно трудно понять с первого прочтения—их аллегорический язык кажется сумбурным, их «внутренняя тема» —невнятной. Но происходит это по тому, что мы идем по поверхности стиха. Мы привычно выискиваем реалии —реаль ные «оттиски» реальных предметов. Они есть в поэзии Мартынова —это мелькнув шее предместие Волчий Хвост в «Тишине» или лотлинь в «Воздушных фрегатах». Но реалии —не главное, реалии —буйки, да леко отстоящие друг от друга, вся глубо ководная сеть лирико-философских пере живаний поэта до поры скрыта от нас. Ее надо найти, надо поднять. Чтобы наше срав нение не показалось надуманным или ус ловным, сошлемся на определение искусства в книге С. Финкельстайна: «Искусство,— пишет известный американский литературо вед,—это сеть, забрасываемая в море жиз ни, и именно реальная жизнь, какой худож ник ее видит и понимает, подсказывает ему форму произведения»1. Так и в поэзии Мартынова: «море жиз ни» определяет и содержание и форму его стихотворений. Только тогда, когда «сеть» 1 С. Ф и н к е л ь с т а й н . Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе. М., «Прогресс», 1967, стр. 175.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2