Сибирские огни № 02 - 1970
НОВЫЙ ДЖ ЕК Всю жизнь я быть хотел, как все.., Б. П а с т е р н а к . Новым Джеком, или Джеком из Омска, назвал Мартынова Вивиан Итин. Он нахо дил, что между Джеком из Оклэнда — Д. Лондоном —и новым Джеком —Леони дом Мартыновым —есть несомненное род ство. «Золотоискатели, купцы, дикари, ноне и водка,— говорил В. Итин,— одинаково обильны у Джека из Оклэнда и Джека из Омска» И в качестве примера приводил стихи Мартынова «Пираты», «Золотая ли хорадка», «Повелительница барантачей», «Айкалаин». «Бусы». Современному чита телю известно только одно произведение этого рода —«Бусы», которым открывается раздел исторических поэм Мартынова. Все остальные вещи оеели в журнальных, газетных подборках двадцатых годов и до нас не дошли Но Вивиан Итин исходил именно из них, когда делал вывод, что любимая лирика Мартынова —о вооружен ных мужчинах и'сильных девушках, что вообще любовь, чувство плоти, чувство вемляной жажды звучит у Мартынова «лон донским эхом». Не следует думать, что Вивиан Итин стремился тем самым принизить молодого поэта. Наоборот, он горячо защищал Мар тынова от несправедливых нападок, был необычайно пристрастен к нему и не скры вал своего пристрастия: «Я готов биться ва него в любых литературных боях!» — заявлял Итин с писательской трибуны. Сравнивая талант Мартынова с творчест вом Д. Лондона, он как бы подымал его до высот личного идеала писателя,—это с одной стороны. С другой, опираясь на авторитет Лондона, он вел борьбу с «гни лым опрощением» в проведении литера турной политики. Надо сказать, что для та кой борьбы у В. Итина имелись определен ные основания. К середине двадцатых годов журнал «Сибирские огни» стал одним из ведущих литературно-художественных журналов на шей страны Значительные по тому времени писательские силы группировались вокруг него. Д. Алтаузен, Г. Вяткин, П. Драверт, И. Ерошин, П Казанский, С. Марков, И. Молчанов, В. Непомнящий, А. Оленич- Гнененко, М. Скуратов, И. Уткин, Л. Чер номорцев —эти и многие другие поэты вхо дили в актив «Сибирских огней», были на виду у читателей определяли лицо поэти ческой Сибири. Сибиряки, естественно, гор дились созвездием многих имен и считали, что подобный взлет художественной мысли когда-нибудь будет провозглашен «первой сигнальной ракетой, возвестившей расцвет сказочной нашей страны». «Все, стоящие близко к сибирской лите ратуре. единогласно признают его поэтиче ское первенство»,—сказал В. Итин о Л. Мар тынове в 1927 году. Сохранилась фотография тех лет: Лео нид Мартынов среди омских писателей. У Мартынова молодое, открытое лишх Взгляд прямой, пристальный. Белая рубаш ка расстегнута на груди, рукава закатаны по локоть... Примерно таким он и был в те годы —разъездной корреспондент, деятель но сотрудничавший в большинстве сибир ских изданий. Примерно таким представля ли его и старшие собратья по перу. Напри мер, В. Я. Зазубрин —главный редактор «Сибирских огней» —оставил его слове«;- ный портрет, сымпровизованный на юби лейном писательском собрании: «Леонид Мартынов сильно стучит. Огромным не по ноге английским ботинком. И оставляет на полу мокрые куски снега. Грудь он стара ется открыть по-матросски, но шея у него тонка... Он еще растет вверх. Стихи у него тверды на ощупь, но музыка их не ок репла, как голос, как грудь юноши». Сам Леонид Мартынов одно время пред ставлял себя именно таким,—по мотодости лет ему хотелось, быть взрослее, суровее, резче и, если хотите, экзотичнее, чем он был в действительности. Не упрекай сибиряка, Что он угрюм у носит нож,— Ведь он на русского похож, * Как барс похож на барсука. Не заставляй меня скучать И об искусстве говорить — Я не привык из рюмок пить, Я буду думать и молчать'. Прочитав подобные стихи, невольно со гласишься с Зазубриным, что молодому поэту хочется говорить только басом. Эта нарочитость, эта очевидная огрубленность голоса сквозит и в «Элегии», в которой по является почти тихоновская строфа: Тяжелый запах ты сейчас вдохнешь, В нем будет все —и паровозный дым, И сырость трюма Револьвер и нож Я суну под подушку. Помолчим. Тут дело не только в творческом само внушении —я именно таков, каким меня хотят представить другие. Дело-тут еше ив том, что на какой-то определенный срок в Мартынове проявилось стремление быть таким, как все, пойти вслед за другими. И вот он сочиняет для журналов стихи «к празднику»: Будем бороться и биться. Круг зоревой раздвигая! Скоро весь мир озарится Заревом красного мая1 2. Стих-и написаны легко, избитым «фетов- ским» анапестом но в этих стихах мы не узнаем Мартынова как, например, мы уз нали его в более раннем и более несовер шенном стихотворении «Цирк». В другой журнал Мартынов отправляет стихотворе ние с таким же избитым ритмом, избитым 1 «Сибирские огни* 1927, № I, стр. 92, 2 «Сибирь*, 1924, № 4, стр. 4. П Сибирские огни № 2 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2