Сибирские огни № 02 - 1970

НОВЫЙ ДЖ ЕК Всю жизнь я быть хотел, как все.., Б. П а с т е р н а к . Новым Джеком, или Джеком из Омска, назвал Мартынова Вивиан Итин. Он нахо­ дил, что между Джеком из Оклэнда — Д. Лондоном —и новым Джеком —Леони­ дом Мартыновым —есть несомненное род­ ство. «Золотоискатели, купцы, дикари, ноне и водка,— говорил В. Итин,— одинаково обильны у Джека из Оклэнда и Джека из Омска» И в качестве примера приводил стихи Мартынова «Пираты», «Золотая ли­ хорадка», «Повелительница барантачей», «Айкалаин». «Бусы». Современному чита­ телю известно только одно произведение этого рода —«Бусы», которым открывается раздел исторических поэм Мартынова. Все остальные вещи оеели в журнальных, газетных подборках двадцатых годов и до нас не дошли Но Вивиан Итин исходил именно из них, когда делал вывод, что любимая лирика Мартынова —о вооружен­ ных мужчинах и'сильных девушках, что вообще любовь, чувство плоти, чувство вемляной жажды звучит у Мартынова «лон­ донским эхом». Не следует думать, что Вивиан Итин стремился тем самым принизить молодого поэта. Наоборот, он горячо защищал Мар­ тынова от несправедливых нападок, был необычайно пристрастен к нему и не скры­ вал своего пристрастия: «Я готов биться ва него в любых литературных боях!» — заявлял Итин с писательской трибуны. Сравнивая талант Мартынова с творчест­ вом Д. Лондона, он как бы подымал его до высот личного идеала писателя,—это с одной стороны. С другой, опираясь на авторитет Лондона, он вел борьбу с «гни­ лым опрощением» в проведении литера­ турной политики. Надо сказать, что для та­ кой борьбы у В. Итина имелись определен­ ные основания. К середине двадцатых годов журнал «Сибирские огни» стал одним из ведущих литературно-художественных журналов на­ шей страны Значительные по тому времени писательские силы группировались вокруг него. Д. Алтаузен, Г. Вяткин, П. Драверт, И. Ерошин, П Казанский, С. Марков, И. Молчанов, В. Непомнящий, А. Оленич- Гнененко, М. Скуратов, И. Уткин, Л. Чер­ номорцев —эти и многие другие поэты вхо­ дили в актив «Сибирских огней», были на виду у читателей определяли лицо поэти­ ческой Сибири. Сибиряки, естественно, гор­ дились созвездием многих имен и считали, что подобный взлет художественной мысли когда-нибудь будет провозглашен «первой сигнальной ракетой, возвестившей расцвет сказочной нашей страны». «Все, стоящие близко к сибирской лите­ ратуре. единогласно признают его поэтиче­ ское первенство»,—сказал В. Итин о Л. Мар­ тынове в 1927 году. Сохранилась фотография тех лет: Лео­ нид Мартынов среди омских писателей. У Мартынова молодое, открытое лишх Взгляд прямой, пристальный. Белая рубаш­ ка расстегнута на груди, рукава закатаны по локоть... Примерно таким он и был в те годы —разъездной корреспондент, деятель­ но сотрудничавший в большинстве сибир­ ских изданий. Примерно таким представля­ ли его и старшие собратья по перу. Напри­ мер, В. Я. Зазубрин —главный редактор «Сибирских огней» —оставил его слове«;- ный портрет, сымпровизованный на юби­ лейном писательском собрании: «Леонид Мартынов сильно стучит. Огромным не по ноге английским ботинком. И оставляет на полу мокрые куски снега. Грудь он стара­ ется открыть по-матросски, но шея у него тонка... Он еще растет вверх. Стихи у него тверды на ощупь, но музыка их не ок­ репла, как голос, как грудь юноши». Сам Леонид Мартынов одно время пред­ ставлял себя именно таким,—по мотодости лет ему хотелось, быть взрослее, суровее, резче и, если хотите, экзотичнее, чем он был в действительности. Не упрекай сибиряка, Что он угрюм у носит нож,— Ведь он на русского похож, * Как барс похож на барсука. Не заставляй меня скучать И об искусстве говорить — Я не привык из рюмок пить, Я буду думать и молчать'. Прочитав подобные стихи, невольно со­ гласишься с Зазубриным, что молодому поэту хочется говорить только басом. Эта нарочитость, эта очевидная огрубленность голоса сквозит и в «Элегии», в которой по­ является почти тихоновская строфа: Тяжелый запах ты сейчас вдохнешь, В нем будет все —и паровозный дым, И сырость трюма Револьвер и нож Я суну под подушку. Помолчим. Тут дело не только в творческом само­ внушении —я именно таков, каким меня хотят представить другие. Дело-тут еше ив том, что на какой-то определенный срок в Мартынове проявилось стремление быть таким, как все, пойти вслед за другими. И вот он сочиняет для журналов стихи «к празднику»: Будем бороться и биться. Круг зоревой раздвигая! Скоро весь мир озарится Заревом красного мая1 2. Стих-и написаны легко, избитым «фетов- ским» анапестом но в этих стихах мы не узнаем Мартынова как, например, мы уз­ нали его в более раннем и более несовер­ шенном стихотворении «Цирк». В другой журнал Мартынов отправляет стихотворе­ ние с таким же избитым ритмом, избитым 1 «Сибирские огни* 1927, № I, стр. 92, 2 «Сибирь*, 1924, № 4, стр. 4. П Сибирские огни № 2 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2