Сибирские огни № 02 - 1970
Пытаясь перевести язык образов и ме тафор Л. Мартынова в план только р е - а л ь ных категорий и понятий, мы неиз бежно подошли к той черте, за которой начинается или домысел, или критический произвол, или преднамеренное упрощение мартыновсксй поэтики. Ибо в основе этого стихотворения —лирическое переживание поэта, которое активно деформировало жизненные реалии, перевоссоздало их по- своему, отвергло логику здравого смысла во имя развитого, если не сказать —изы сканного, воображения. Еще Дидро сказал, что искусство должно смешивать обстоятельства обычные с чу десными вещами и чудесные обстоятельства с обычным сюжетом. Эта формула Дидро, по существу, стала главной творческой формулой Леонида Мартынова. В самом деле, как совместить наш прозаический- пересказ стихотворения с тем, что произойдет дальше? А дальше прои зойдет небывалое: все, кого коснулись звуки таинственной флейты, ринутся следом за волшебником-флейтистом. Его. необыкно венный дар заставил их покинуть обжи тые кухни, коммунальные квартиры, заста вил выйти на городские проспекты и буль вары. И во главе этого несметного множе ства пошел прохожий, скороходу подобный: он повел других по ясной, широкой доро ге... Куда? Все туда, в Лукоморье! Разглядели? В тумане алеют предгорья. Где-то там, за горами, волнуется море, Горы, море... Если не учитывать в поэзии Мартынова подобного совмещения или сопряжения чу десного с обычным, условного с реалисти ческим, синтезированного с детально прора ботанным, то трудно ощутить художествен ное новаторство его лирики. Даже больше: критиковать Мартынова с точки зрения «обычных» обстоятельств и не принимать в расчет элементы «чудесного», привне-' сенные поэтом в эти «обычные» обстоя тельства,— значит, уходить от него в сто рону, значит, говорйть о чем-то ином, а не о творчестве автора «Лукоморья». Услов ность, фантастика, гротеск — стихия в поэ зии Мартынова, прихотливая, своенравная стихия, представляющая обычные предме ты и явления в свете необычном и стран ном. К сожалению, в недавнем прошлом условность воспринималась нередко как псевдоним «формализма», «схематизма», «упадочного влияния» и т. д. Это отрица тельное отношение к искусству, которое опирается не на плоское правдоподобие, а на решительную деформацию реалий, в полной мере испытал Мартынов. Так, на пример, поэту ставили в упрек, будто бы его Лукоморье —это «сумерки прошлого», что поэт стремится уйти в эти «сумерки» от «живой и яркой действительности», «от борьбы с трудностями», как-то противопо ставить себя скопищу профанов, которые одним своим прикосновением опошляют «мечту поэта». Дает ли «Лукоморье» Леонида Марты нова повод для такого понимания? Нет, не дает! Стоит выделить основные вехи в развитии его лирического чувства,— и Обна ружится совсем иная картина. Станет ясно, что поэзия в понимании Мартынова призва на прежде всего объединить людей («Так случилось— мы вместе!» —восклицает вол шебник-флейтист), что сам поэт напряженно ищет этой общности с другими, что, нако нец, его искусство служит целям общест венно-значимым и гуманным. Образ странного прохожего, который поначалу вызывает что-то похожее на не доумение, завоевывает наши сердца стра стной верой в человека. Поэт непоколеби мо убежден; для любого из нас есть в мире лучшая доля, лучший удел, чем тот, который мы избрали, к которому привыкли. Ведь не случайно серебряное горло флейты пробуждает в людях помыслы высокие, желания необыкновенные, зовет ,за собою на просторы жизни, в даль осознанного человеческого деяния. Не себя противопо ставляет поэт другим людям, а их засто явшийся быт гиперболически-прекрасному Лукоморью: там «лежат под землей драго ценные руды», там «шары янтаря тяжеле ют у моря». Фантастика вплетается в но веллистический сюжет произведения и вскоре подчиняет себе все. В сложном слия нии вымысла и действительности, лирики и гротеска вызревает замысел поэта. Вот онз искусство всесильно, оно 'Должно увлечь за собой, захватить всех, кто, может быть, и не лишен воображения, но погрузился с головой в повседневные заботы. Что ж, мы готовы пойти вслед за поэ том. Но неожиданный последний вопрос останавливает нас: Горы, море... Но где же оно. Лукоморье? Следует длинная пауза, а затем пояснениеа Где оно. Лукоморье, твое Лукоморье? Чувствуете, как акцентировано в строке местоимение «твое»? Эта акцентировка по зволяет сделать определенный вывод: воп рос обращен не к одному, а к двум адре сатам. Где твое, поэт, Лукоморье, где пути- дороги к нему,— ведь ты с такой настойчи востью звал за собою других! Обращен этот вопрос и к любому из нас: где твое, чита тель, понимание прекрасного, твое назначе ние, твоя высшая цель? Новгородские ушкуйники, возвращаясь на реку Волхов, похвалялись не раз, что ходили они за Русь, за полночь, туда, где стоят горы, заходящие, «за луку моря». А горы те,—по рассказам ушкуйников,— высотой до небес, а тучи там —собольи и беличьи: мягкая рухлядь сыплется из туч прямо на землю. Эти побывальщины кора белов старательно записывали монахи-ле тописцы. Их-то скупые записи и стали пео-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2