Сибирские огни № 02 - 1970
проговорился тоже сам собой. Вот что зна чит контакт с партнером. В 3-й картине братья вылезают из тум бы для объявлений, в которой провели ночь. Грязные, замерзшие, голодные. Они озлоб лены .окончательно или сохранили остатки своей близости? Снова пробуем несколько вариантов. Но я пока чувствую себя плохо. 7 октября. Понедельник В третьей картине остановились наконец на таком решении. Петька вылезает из тум бы и падает ■—он совсем обессилен. Оба злы на все и всех, того и гляди рассорятся. Что же тогда будет с ними в чужом, тре вожном городе? Братьев спасает вмеша тельство комсомольцев, Дзержинского, Ле нина. Поэтому вторая встреча с Владими ром Ильичей и Феликсом Эдмундовичем не может быть сентиментальной. Найден выход к спасению, к жизни. Рядом —взрос лые люди, которым можно довериться, ко торым небезразлично, что станется с маль чишками. Вот откуда этот порыв Петьки — отблагодарить за доброту, отдать единст венное свое достояние... А «Синюю ворону» зрители стали смот реть хуже —шумят. Хотя спектакль немно го поджали и подчистили. Мне кажется, беда в том, что получились не три акта, а три спектакля в спектакле, связанные друг с другом приблизительно. Слышала, что в каком-то театре во всех трех актах героев из разных эпох играют одни и те же акте ры. По-моему, это логично. Только играть мушкетеров и всех прочих надо тогда не «всерьез», а так, как будто они возникают в видениях Витьки (ведь он все видит в бреду). Одни и те же люди в разном об личье —это просто-напросто Витькины зна комые. Но я все же люблю этот спектакль, люблю своего Витьку. Читала про Валентину Сперантову. Ее называют Ермоловой детского театра. Это, наверное, справедливо. 23 октября. Среда Берут в армию нашего нового актера Толю Сумникова. А сн заменил в «Грозе» Вадима Решетникова, который много раз нас подводил —решили его не неволить. Теперь мы опять без Тихона. Кабанихи то же нет — после того, как уехала Тамара Анохина, не можем найти ей замену. Рая Царева говорила с новой молодой актрисой оперного театра, та ответила, что была бы счастли-ва попробоваться в драме. Но сей час ее так завалили работой (вводы сразу , в несколько опер), что эта идея может сгореть. А ведь у нас были уже почти гото вы два акта. Работали в прошлом сезоне очень интенсивно, оставались после плано вых репетиций, после спектаклей, приходи ли в выходные дни. Обидно броса'ть. По советовалась с оставшимися участниками — решили бороться за спектакль изо всех сил. Вчера репетировали сцену Катерины и Вари —«исповедь». Лида (наша новая актриса, жена Сумникова, совсем молодень кая— она репетирует Варвару) нравится мне тем, что активно ищет, не опускает рук, когда не ладится. Два с половиной часа- повторяли одно и то же — хотелось добить ся, чтобы шли от собственных ощущений, а не от голого текста. В конце концов текст —лишь средство; сначала испытать — затем сказать. И потом, каждый эпизод — продолжение предшествующей жизни, он несет ее в себе, в ней его правда. Это тоже надо непременно сыграть. У Раи были моменты такой полной от дачи, что она не сразу приходила в себя. Но сцена с ключом у нас так и не полу чилась. Я хотела, чтобы Рая сделала что-то вроде этюда на тему ключа (ключ—грех и избавление), т. е. ступенька за ступень кой прожила все, что связано с этим ку сочком металла —сомнения, страх, колеба ния, решимость... Пока она сопротивляется, говорит, что без текста не может. Но я все- таки постараюсь переубедить. Стал меня беспокоить в последнее вре мя Женя-маленький' (он уже выписался из * больницы и вернулся домой). Какое-то в нем появилось высокомерие по отношению к другим ребятам. Наверное, слишком из балован —дома полный достаток, девочки вздыхают, в «спутнике» чуть ли не первое лицо. Вынуждена была даже сделать ему при всех замечание. Он замкнулся, может быть, обиделся. И мне было не по себе. А через несколько дней звонок в 'дверь. Открываю—Женя Грустный и немного ви новатый. Первый раз разговаривала с ним как со взрослым человеком, сказала обо всем, что меня тревожит в нем. Думаю, он все понял, и мы остались друзьями. 26 октября. Суббота Три часа ночи. Только что вернулась домой —экспромтом отмечали премьеру. Спектакль прошел хорошо. Меня хвалят. Значит —удача? Сейчас я еще думаю о том, что было, но уже где-то в затылке зарождаются мысли о завтрашнем дне. Как в поезде: перрую половину пути думаешь о том, что оставил, вторую—о том, что впереди.»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2