Сибирские огни № 02 - 1970

речит тексту, зато сцена обретает живой нерв. И достоверность: время-то ведь злое. Теперь у Петьки есть своя позиция. Долго репетировали этот кусок. Кузь­ мин говорит, мы на верном пути, но надо добиваться еще большей психологической точности. Еще раз перечитала сегодня «Они и мы». Какая все-таки эта Долинина молодец. По- моему, очень хорошая пьеса. Во всяком случае, лучшая из тех, какие шли у нас в «спутнике». Зовет к активной борьбе со злом, к личной ответственности за все, что вокруг тебя, к умению любой ценой от­ стаивать свою позицию. А адресована школьникам и герои —тоже школьники. Честная и прямая пьеса. Честность в искусстве всегда требует гражданского му­ жества. В конце прошлого сезона мы сделали с ребятами несколько этюдов на темы, затро­ нутые в пьесе, и даже провели что-то вро­ де диспута о комсомоле. Казалось бы, о чем тут спорить? А ребята спорили, да еще как. Я была рада их искренности. Говорили об устаревших формах и о хороших тради­ циях, рассказывали, как вступали в комсо­ мол. А к выводу пришли, что все это —свя­ то и все в их собственных руках. В пьесе есть сцена приема в комсомол. Мы делали этюд на эту тему. Ребятам пришлось даже еще раз повторить Устав. Другой этюд: обсуждение комсомолки, со­ вершившей кражу (и этот эпизод есть в пьесе). Получилось все так «по правде», что девочка, которая изображала прови­ нившуюся, даже заплакала. Сейчас придется пересмотреть распреде­ ление ролей — несколько исполнителей окончили школу и уехали в институты, на­ до их заменять. Это, конечно, не бедд, по­ скольку работать над спектаклем будем це­ лый год. И все же грустно-грустно, что ста­ рые ребята уходят. Из дневника театра-спутника Сегодня был сбор «спутника». Пришло много новеньких. Кира Павловна посадила нас поближе к себе, вокруг стола. Стала рассказывать о театре. О том, как раньше ребята занимались в темном коридоре, как потом сами мыли и убирали репетиционный зал, когда его им отдали. И про лозунги- девизы, вроде: «Не говори «не могу»! Кира Павловна сказала, что новенькие должны теперь сами придумать девизы и вообще развивать традиции. Потом она сказала про этюды—учебные занятия и что не надо стесняться. Сначала не будет получаться — потом получится. И еще новенькие узнали, что приняты в театр только как кандидаты. «Останетесь ли вы или уйдете, зависит от вашего трудо­ любия и добросовестности», —объяснила Кира Павловна. Многие все спрашивали о театральном училище, но Кира Павловна спустила их на землю: «спутник» вовсе не готовит ребят в училище, хотя самые спо­ собные туда и попадают. Например, двух мальчиков —Женю-большого (а есть еще и маленький) и Сережу взяли сразу на вто­ рой курс. Мы стали спрашивать о Жене и Сереже. Кира Павловна рассказала, как они пришли в «спутник», как Женя сначала играл бессловесные роли, а Сережа стал помощником режиссера и долгое время вообще ничего не играл. Это к тому, что не всех удается занять в спектакле, а вы­ пускает театр всего один спектакль в год. В общем, Кира Павловна развеяла не­ которые иллюзии новеньких. Она сказала, что самое важное в нашей жизни —это любознательность, трудолюбие и крепкая дружба. Скоро будет вечер встречи «ветеранов» и новеньких, «старички» передадут пополне­ нию в виде эстафеты свою песню. Кира Павловна предложила нам сделать стенд по истории ТЮЗа, чтобы во время своего дежурства в театре мы рассказыва­ ли зрителям о его прошлом и настоящая. Потом новенькие делали этюды. У неко­ торых для первого раза получилось непло­ хо. Особенно у Любы (фамилию не пом­ ню) : она изображала продавщицу магази­ на «Сувенир». Расходились все очень взволнованные. Лена С, 28 сентября. Суббота Теперь я засела на второй половине 2-й картины. Петька берет у Дзержинского хлеб с повидлом. Пытаюсь вспомнить Те- тюши и как мы вечно хотели есть. Однажды воспитательница вечером читала нам «Принц и нищий», а в это время на столах /разложили для ужина кусочки хлеба с ка­ ким-то паштетом. Я ничего не понимаю, что она там читает — все смотрю на хлеб. Не выдержала —схватила свой кусочек и паш­ тет слизала. А потом так стыдно было... Нет, все равно делаю все фальшиво. Дома обедаю —стараюсь смотреть на хлеб Петькиными глазами. Просто наваждение какое-то. Ни о чем не могу думать. 2 октября. Среда Прочитала в «Иностранной литературе» «Часы пик» Иржи Ставинского. Многие хвалят, а мне что-то не очень. Слишком пессимистично и какая-то заданность. Островский, когда писал «Грозу», наверное, не знал, что его Катерина —луч света в темном царстве. Нельзя совсем лишать твор­ чество непосредственности. Это касается и литературы и театра Только бы эту «тео­ рию» да воплотить бы в практику, а то, одолев вторую картину, я увязла в третьей. Со второй, как всегда, помог случай. На одной репетиции посмотрела я на Дзержин­ ского, и такие были у него добрые глаза, что рука сама потянулась за хлебом и текст

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2