Сибирские огни № 02 - 1970

непосредственность не стала показной. В пьесе для этого масса возможностей. Мальчишка спрашивает у Ленина, не от тифа ли тот полысел, или предлагает Вла­ димиру Ильичу мен: он ему —ножичек, а Ленин —что найдет подходящим, или тор­ жественно именует себя по телефону чле­ ном Союза рабочей молодежи. Смех в зале обеспечен—типичные самоигральные места. А надо, чтобы все шло от характера. Но как это сделать? Всегда восхищаюсь О. Ефре­ мовым из театра «Современник». Он умеет не только мыслить любыми категориями (читала его статьи), но и сделать так, как вздумал. В старом спектакле во второй картине. Петька брал хлеб у Дзержинского и гово­ рил свой текст до того жалобно, прямо плакать хотелось. И эпизод с ножичком, который он дарит Феликсу Эдмундовичу, тоже выглядел довольно сентиментально. Получалось, что все дело тут в самой си­ туации, а не в характере мальчишки. Сей­ час Кузьмин хочет другого И я с ним со- Iгласна. Нужно итти от индивидуальности Петьки, показать его в развитии. Например, перипетии с тем же ножичком. В пьесе Петька ‘сначала пытается выменять его у спекулянтки на хлеб, потом —получить что- нибудь взамен ножичка у Ленина и, на­ конец, дарит свое сокровище Дзержинско­ му. Тут масса оттенков. В первом случае Петька заворожен видом хлеба: голод не ;тетка. Во втором случае расставаться с но­ жичком очень даже жаль, потому что паре­ нек-то —немного кулачок и цену вещам знает. А вот Дзержинскому он отдает нож от всего сердца. Во-первых, встретил беско­ рыстную доброту, во-вторых, и это глав­ ное,—к тому времени мальчишка сам стал другим. Произошла эволюция от задерган­ ного, недоверчивого волчонка до человека, у которого оттаяло сердце. Здесь надо искать внутренний рост Петьки. Завершится он, вероятно, в сцене телефонного разгово­ ра. Это его —«Я —член Гоюза рабочей мо­ лодежи Петька» есть самоутверждение. Человек почувствовал к себе уважение: ведь он сумел устоять —кусочка не откусил от хлебного каравая, который, оказывается, везли больным; он остался один в комсо­ мольском комитете, хотя это и страшно. На первой репетиции читаю текст и все думаю: господи, не повториться бы. А то интонации все те же. Сейчас волнует сов­ сем другое... В «спутнике» большой наплыв новичков. Особенно много девочек. Но меня это не огорчает — времена девичьего царства ми­ новали, теперь у нас мальчиков достаточно. По правде сказать, они мне интересней. Чего стоят оба Ж'ени или тот же Сережка (нынче ему пришлось прервать занятия в театральном училище —призвали в армию). На днях соберу новеньких для первого разговора. А я теперь —заместитель секретаря пар­ тийной организации. Прощай, покой, окон­ чательно и бесповоротно. Из письма Здравствуйте, Кира Павловна! Последнее время только и вспоминаю о доме. Придешь с караула —ну, думаешь, высплюсь. Но стоит лечь —и нет сна: все мысли —как там у вас? Наверное, это пе­ риод такой, может, скоро пройдет. В осталь­ ном все нормально: чувствую себя хорошо, служу помаленьку. Смотрел тут недавно великолепный фильм «Три тополя на Плющихе». Вы ви­ дели? Обидно, что после просмотра многие ребята заявили: ерунда! Я начал спорить, но, кажется, они остались при своем мне­ нии. Не сумел убедить. Это нехорошо. Как там Валюта с Толиком? Как-никак, первая наша «семья». Скоро у них будет маленький? Лизу, надеюсь, можно поздра­ вить с поступлением в Томский универси­ тет? Да, у меня к Вам просьба. Я, конечно, знаю, что Вы не любите дарить свои фото­ графии. И все же очень прошу: пожа­ луйста, пришлите. Тогда мне. два года бу­ дет казаться, что Вы здесь, рядом, а то я ужасно соскучился Передавайте большой привет ребятиш­ кам. Сережа 25 сентября. Среда Бьемся над второй картиной. Думшо о ней днем и ночью. Получается, что, в сущ­ ности, ничего не происходит. Ленин с Дзер­ жинским случайно наталкиваются на Петь­ ку с Васькой Отдают им свой скудный завтрак. Потом те пугаются кожаной курт­ ки Сени и убегают. Вот и все. А до этого разговор'братьев о неудачной попытке вы­ просить в деревне хлеба. Сама по- себе сце­ на интересная, но у нас все как-то распол­ зается. Сегодня Кузьмин говорит: будем пробо­ вать разные варианты. Это в первый раз так. Й^ересно. Вообще люблю копаться, добираться «до корней». Так вот. Приходит Васька (Эля Гарина) из деревни с пустыми руками. Ничего ему там не дали, да еще собаки покусали. Мне его жалко. Стараюсь по-хорошему показать, как надо было про­ сить милостыню, как я бы просил; разыгры­ ваю целую сценку. Кузьмин: стоп! Да мы и сами чувствуем: не то. Пробуем другой вариант. Эля зло так рассказывает о своих неудачах, и вдруг Кузьмин кричит ей: «Ударь его!» Эльку, конечно, долго просить не надо. Она меня сначала стукнула, а потом глаза округлила, спрашивает: «А за что?» Кузьмин объясня­ ет: он же злой, Васька, все надоело, а тут еще собаки покусали. Мы сразу поняли. Попробовали еще раз. Элька меня бьет, а мне и больно и обидно. Брат не сумел вы­ просить хлеба и еще дерется, а я бы сумел, потому что вот как нфд<5 было просить. По­ лучается конфликт. Это несколько противо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2