Сибирские огни № 02 - 1970
его всякой всячиной и развлекали как могли. Леночка долго смотрела на гостя, а потом шепотом спрашивает: «Кирюшка, это твой сынок?» Какова! Ходили с Женей гулять по набережной, ели мороженое в кафе, пили его любимый лимонад Время пролетело незаметно. Дого ворились, что я нанесу главврачу повторный визит с той же целью. 16 сентября. Пятница Словно не было лета, отпуска, Ленин града. У нас, в Новосибирске, осень, дождь. Вдобавок сегодня у меня неприятность: получила толстенное письмо от матери одной девочки по имени Юля. Пишет ужас ные, несправедливые вещи. Будто я моро чу ребятам головы, отвлекаю их от уче бы— вот ее Юля хочет бросать педагоги ческий институт. И сама-то я тщеслав ная, и «спутник» взялась вести ради шума и славы, и дети вокруг меня испорчен ные. Какая слава, какой шум? Да мне, кроме самих ребят, никто, кажется, еще спасибо ни разу не сказал. А уж ребят чернить совсем грех. Тем более, что чело век ни разу не был у нас на занятиях, не видел ни одного спектакля ни в «спутни ке», ни в ТЮЗе. Обидно до слез. Написала резкий ответ, а теперь переду мала. Лучше пойти к Юле домой и на чистоту поговорить. В конце концов самое важное, чтобы девочка не бросила учиться и не отшатнулась от нас всех. А свои оби ды я уж как-нибудь переживу. Но вообще-то письмо меня заставило задуматься. Может быть, в чем-то Юлина мама права? Конечно, в главном я с ней не согласна: театр приносит ребятам мно го пользы. На моих глазах они становят ся серавзней, глубже, одухотворенней, что ли. А вот что у меня не зсе получается, это факт. Например, история с Надей Ч. Уже год, как она глаз не кажет, а я даже 'не знаю, что с ней, где она. Конечно, в том, что Надя ушла из шко лы, из дома, есть, наверное, вина семьи. Девочка росла без ласки, была предостав лена самой себе. Трудный характер, повы шенное самолюбие —скорее всего средство самозащиты легко ранимого человека. На ши ребята, например, смогли это понять. Когда однажды Надя предстала перед со ветом «спутника» (обсуждали какую-то ее грубую выходку), у членов совета оказа лось достаточно такта и тонкости, чтобы девочка не замкнулась. Надя тогда извини лась перед ребятами и была явно присты жена. Потом, когда ко мне пришли из шко лы, мы постарались все сделать, чтобы На дя училась в вечерней. Она поступила ра ботать, перешла в общежитие. И вдруг этот суд. На меня он произвел тяжелое впечат ление. «Судили» Надю взрослые женщины, ее соседки по комнате в общежитии. Гово рили о ней самое скверное. Надя выпустила все свои иголки, сидела непримиримая, злая. Странно то, что мать сразу поверила во все, хотя было ясно, что многое говорится от раздражения, оттого, что Надя так Л- терпима, вызывающе дерзка и независима. Ведь когда я поручилась за нее, женщины подобрели, согласились оставить Надю в общежитии. Потом она вышла замуж и исчезла. Может быть, ей стыдно прийти, потому что ничего у нее в жизни не полу чилось? Ведь так бывает... Скоро премьера «Синей вороны». Из письма Кира Павловна, милая, родная, с премье рой! Я хочу, чтобы этот день был для Вас особенно счастливым. И пусть за окном дождь и ветер, который Вы так не любите, мне бы хотелось видеть в Ваших глазах улыбку. Весь спектакль сегодня буду с Вами. С утра ужасно волИуюсь, как будто это у меня премьера. Но я знаю: Вы сде лаете все, что хотели сделать, сыграете свою роль именно так, как хотели сыграть. Ваша Лиза 29 сентября. Пятница Была дома у Юли. Разговор ,получился неприятный. Ее мать извинилась, но глаза остались такими же холодными и неприяз ненными. Юля сказала, что из института не уйдет. Боюсь, мать только оттолкнула от себя девочку. 5 февраля (1968 г.). Понедельник Большая радость! В. В. разрешил мне с молодежью поработать над «Грозой» Островского. Сбывается моя мечта. Читала высказывания Мейерхольда (1915 г.) в свя зи с восстановлением спектакля в Алек сандринке. Хорошо помню нашумевший не сколько лет назад спектакль Охлопкова в театре имени Маяковского. Интересно очень. Но хочется попробовать по-своему. Говори ла с Валей Широниной (Варвара), Тамарой Анохиной (Кабаниха), Вадимом Решетни ковым (Тихон), Раей Царевой (Катерина), Сережей Петуховым (Борис), Лилей Мите- левой и Наташей Деминой (Феклуша). Они загорелись сразу. Уже была первая репети ция —потолковали о замысле. Работать бу дем в свободные часы и дни. Сейчас особенно ясно стало, как важно- то, что Кузьмин в свое время назначил ме ня ассистентом режиссера в «Городе на за ре». Со времени приезда в Новосибирск было много трудного, иногда казалось — даже безвыходного. Прошло. У каждого человека, видимо, бывают в жизни периоды ломки взглядов, взаимоотношений с окру жающими. Трудно проследить, когда все пошло иначе. Это обнаруживаешь потом. Для меня переломными были последние два
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2