Сибирские огни № 02 - 1970
зал мне по телефону, что Ленинград ему не очень понравился. Просто он его не разглядел и не понял. Прелесть этого го рода ощущаешь не сразу. Решили взять Женю к себе, хотя бы на день. В санато рии строгий режим, а Женька такой сво бодолюбивый. Он очень тоскует. На днях поеду туда. Смотрела горьковских «Мещан» у Тов стоногова в Большом драматическом. Ка кой спектакль! Как все-таки умеет Геор гий Александрович работать с актером. В его возрасте не просто менять свои при вычки и методы. А-он вот не боится. Ког да-то на репетициях в театре Ленинского комсомола я своими глазами видела, как он добивался от артистов беспрекословного подчинения режиссеру — никакого «само- творчества». А теперь? И в книгах и в ста тьях пишет одно: важнее всего —творчес кая свобода актера, сотворчество актера и режиссера. Недавно попалась книжка об известном итальянском кинорежиссере Федерико Феллини (постановщике «Ночей Кабирии», «Дороги», «Сладкой жизни»). Больше всего меня поразили его взаимоот ношения с актерами — он исходит из инди видуальности исполнителя, я не «.втиски вает» его в свой замысел. По-моему, это замечательно. Не могу сказать, что у нас в ТЮЗе все режиссеры работают по такому же принципу. Меня, например, страшно выби вает из колеи, когда режиссер начинает показывать. Хорошо, если он показывает, что хочет о-, актер'а (как, например, Кузь мин), хуже, если — как хочет. Получает ся «натаскивание», а не творчество (ста раюсь даже у себя в «спутнике» не давить на ребят, пробуждать их собственное твор ческое начало). Но, увы, и мы,. актеры, нередко сами виноваты в том, что нам не доверяют. Не хватает подлинного про фессионализма. Я читала о том же Тов стоногове, что на его репетициях, на про изводственных совещаниях в театре раз говор веде 1 ся на таком профессиональном уровне, какой доступен лишь специали стам. У нас же много еще дилетантизма. В результате, репетиционный зал превра щается, в учебный класс, и режиссер вы нужден натаскивать артистов, как неради вых школьников. Мы мало учимся, плохо совершенствуемся в своей профессии — вот в чем беда. Так вот о Товстоногове. Георгий Алек сандрович не только декларирует свобо ду актерского творчества. Он ее осуще ствляет практически. То, что он вырастил таких актеров, как Юрский, Доронина, открыл Смоктуновского, Капеляна, Стржель чика,— подтверждает это еще и еще раз. Я не единожды видела Е. Лебедева. Прекрасный актер, всеми признанный ма- , стер. Но мне всегда казалось, чтор его рабо тах есть «плюсики», маленький перебор, И вот старик Бессеменов в «Мещанах». Ка- /кая психологическая точность мотивиро вок, какая убийственная социальная харак теристика. Ничего лишнего, не убавишь, не прибавишь. На мой взгляд, это наи высшее достижение Лебедева, которым он немало обязан режиссеру. Оба они не бо ятся жанровой остроты— трагическое со седствует с комедийным. И—«каждое лы ко— в строку». Например, смотрит Бессе менов в окно, а с подоконника падает горшок с цветами. В зале смеются и—• действительно, неуклюжесть старика смеш на. Но ведь за ней видишь его беспомощ ность— он ничего не может уже изменить в жизни, «беосеменовщине» приходит по следний час. А оформление. Мы все боимся сейчас «подробных» декораций, играем чуть ли не в сукнах. У Товстоногова в «Мещанах» тяжелые павильоны, огромный сундук, скрипучие двери... Мещанский, старомод ный быт. Он давит. И еще, что мне запом нилось: Бессеменова пока нет на сцене, только стукнула где-то одна дверь, заскри пела другая, и лишь потом появился ста рик. То есть жизнь началась раньше, до выхода актера. Заранее создается нужная атмосфера. И все работает на главную мысль. Товстоногов написал в одной статье, что сначала заболел темой мещанства, а потом стал искать подходящую пьесу и остановился на Горьком. Он доказал, что настоящая литература всегда современна. 4 августа. Пятница Вчера совершила сложный рейд в са наторий. Женя ждал меня у самого вхо да. Решили, что я пойду к главврачу и '’назовусь Жениной теткой (что делать, ина че со мной не стали бы разговаривать). Беседа с главврачом была долгой, еле его уломала — разрешил взять парня на че тыре часа. Женька ужасно обрадовался. Интересный он человек. Очень любозна тельный, стремится все понять и во всем убедиться сам. Никогда не старается ка заться лучше, чем он есть,_ всегда, даже в довольно трудных ситуациях, верен свое му слову. Это мне нравится в нем боль ше всего. Женя —мой друг. Откровенен со мной и з плохом и в хорошем. Но он слишком самолюбив и, кажется, сам час то страдает из-за этого. Впрочем, самолю бие иногда может сослужить хорошую службу. Когда Женя пришел в «спутник», у него был речевой дефект — плохо выго варивал букву «л». Это, конечно, мешало. Прошло немногим больше месяца, и дефект исчез. Я своим ушам не поверила. Оказа лось, Женя посоветовался с •врачом1и по его предписанию работал дома, пока ке справился со злополучной буквой. В дру гой раз в разговоре выяснилось, что Жень ка почти не знает Стендаля. Мы, конечно, посочувствовали ему. Мальчишка отшутил ся, а сам засел за чтение. Через некоторое время он был завзятым «стендалистом». Мама и все прочие встретили «боляще го» с распростертыми объятиями. Кормили
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2