Сибирские огни № 02 - 1970

зал мне по телефону, что Ленинград ему не очень понравился. Просто он его не разглядел и не понял. Прелесть этого го­ рода ощущаешь не сразу. Решили взять Женю к себе, хотя бы на день. В санато­ рии строгий режим, а Женька такой сво­ бодолюбивый. Он очень тоскует. На днях поеду туда. Смотрела горьковских «Мещан» у Тов­ стоногова в Большом драматическом. Ка­ кой спектакль! Как все-таки умеет Геор­ гий Александрович работать с актером. В его возрасте не просто менять свои при­ вычки и методы. А-он вот не боится. Ког­ да-то на репетициях в театре Ленинского комсомола я своими глазами видела, как он добивался от артистов беспрекословного подчинения режиссеру — никакого «само- творчества». А теперь? И в книгах и в ста­ тьях пишет одно: важнее всего —творчес­ кая свобода актера, сотворчество актера и режиссера. Недавно попалась книжка об известном итальянском кинорежиссере Федерико Феллини (постановщике «Ночей Кабирии», «Дороги», «Сладкой жизни»). Больше всего меня поразили его взаимоот­ ношения с актерами — он исходит из инди­ видуальности исполнителя, я не «.втиски­ вает» его в свой замысел. По-моему, это замечательно. Не могу сказать, что у нас в ТЮЗе все режиссеры работают по такому же принципу. Меня, например, страшно выби­ вает из колеи, когда режиссер начинает показывать. Хорошо, если он показывает, что хочет о-, актер'а (как, например, Кузь­ мин), хуже, если — как хочет. Получает­ ся «натаскивание», а не творчество (ста­ раюсь даже у себя в «спутнике» не давить на ребят, пробуждать их собственное твор­ ческое начало). Но, увы, и мы,. актеры, нередко сами виноваты в том, что нам не доверяют. Не хватает подлинного про­ фессионализма. Я читала о том же Тов­ стоногове, что на его репетициях, на про­ изводственных совещаниях в театре раз­ говор веде 1 ся на таком профессиональном уровне, какой доступен лишь специали­ стам. У нас же много еще дилетантизма. В результате, репетиционный зал превра­ щается, в учебный класс, и режиссер вы­ нужден натаскивать артистов, как неради­ вых школьников. Мы мало учимся, плохо совершенствуемся в своей профессии — вот в чем беда. Так вот о Товстоногове. Георгий Алек­ сандрович не только декларирует свобо­ ду актерского творчества. Он ее осуще­ ствляет практически. То, что он вырастил таких актеров, как Юрский, Доронина, открыл Смоктуновского, Капеляна, Стржель­ чика,— подтверждает это еще и еще раз. Я не единожды видела Е. Лебедева. Прекрасный актер, всеми признанный ма- , стер. Но мне всегда казалось, чтор его рабо­ тах есть «плюсики», маленький перебор, И вот старик Бессеменов в «Мещанах». Ка- /кая психологическая точность мотивиро­ вок, какая убийственная социальная харак­ теристика. Ничего лишнего, не убавишь, не прибавишь. На мой взгляд, это наи­ высшее достижение Лебедева, которым он немало обязан режиссеру. Оба они не бо­ ятся жанровой остроты— трагическое со­ седствует с комедийным. И—«каждое лы­ ко— в строку». Например, смотрит Бессе­ менов в окно, а с подоконника падает горшок с цветами. В зале смеются и—• действительно, неуклюжесть старика смеш­ на. Но ведь за ней видишь его беспомощ­ ность— он ничего не может уже изменить в жизни, «беосеменовщине» приходит по­ следний час. А оформление. Мы все боимся сейчас «подробных» декораций, играем чуть ли не в сукнах. У Товстоногова в «Мещанах» тяжелые павильоны, огромный сундук, скрипучие двери... Мещанский, старомод­ ный быт. Он давит. И еще, что мне запом­ нилось: Бессеменова пока нет на сцене, только стукнула где-то одна дверь, заскри­ пела другая, и лишь потом появился ста­ рик. То есть жизнь началась раньше, до выхода актера. Заранее создается нужная атмосфера. И все работает на главную мысль. Товстоногов написал в одной статье, что сначала заболел темой мещанства, а потом стал искать подходящую пьесу и остановился на Горьком. Он доказал, что настоящая литература всегда современна. 4 августа. Пятница Вчера совершила сложный рейд в са­ наторий. Женя ждал меня у самого вхо­ да. Решили, что я пойду к главврачу и '’назовусь Жениной теткой (что делать, ина­ че со мной не стали бы разговаривать). Беседа с главврачом была долгой, еле его уломала — разрешил взять парня на че­ тыре часа. Женька ужасно обрадовался. Интересный он человек. Очень любозна­ тельный, стремится все понять и во всем убедиться сам. Никогда не старается ка­ заться лучше, чем он есть,_ всегда, даже в довольно трудных ситуациях, верен свое­ му слову. Это мне нравится в нем боль­ ше всего. Женя —мой друг. Откровенен со мной и з плохом и в хорошем. Но он слишком самолюбив и, кажется, сам час­ то страдает из-за этого. Впрочем, самолю­ бие иногда может сослужить хорошую службу. Когда Женя пришел в «спутник», у него был речевой дефект — плохо выго­ варивал букву «л». Это, конечно, мешало. Прошло немногим больше месяца, и дефект исчез. Я своим ушам не поверила. Оказа­ лось, Женя посоветовался с •врачом1и по его предписанию работал дома, пока ке справился со злополучной буквой. В дру­ гой раз в разговоре выяснилось, что Жень­ ка почти не знает Стендаля. Мы, конечно, посочувствовали ему. Мальчишка отшутил­ ся, а сам засел за чтение. Через некоторое время он был завзятым «стендалистом». Мама и все прочие встретили «боляще­ го» с распростертыми объятиями. Кормили

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2